IT-технологии современного бизнеса и в сфере управления персоналом

— Какие из существующих на рынке ПО для служб персонала востребованы и почему?

— Как правило, ПО для служб персонала рассматривается компанией как составная часть ERP-системы. Поэтому в общем случае для служб персонала компании (особенно в лице ИТ-менеджеров) стремятся использовать соответствующие модули. Эта функциональность имеется практически в любых ERP-системах — SAP, Oracle, AX. Но самым распространенным ПО, по нашим наблюдениям, является решение от «1С».

По нашему мнению, это объясняется дешевизной лицензий на решения от «1С», т. к. стоимость услуг по внедрению будет сравнимой.

Если же сделать шаг в сторону и посмотреть на задачи, не связанные с учетом,— например, корпоративное обучение, то здесь картина в корне отличается. Для создания корпоративной системы дистанционного обучения можно использовать и свободное ПО (например, Moodle), и условно свободное (например, Docebo, E-front), и пропиетарное (от российской разработки «Гиперметод» до решений на платформе MS Sharepoint).

— Как следует оценивать эффективность таких ПО?

— Подход к оценке эффективности зависит от задач, которые ставятся перед ПО.
Если цель — обеспечить соблюдение требования законодателя в области продолжительности рабочего времени, начисления заработной платы и подготовке регламентированной отчетности, то основной критерий эффективности — степень соответствия этим требованиям.

Если цели внедрения системы другие (например, создание гибкой системы мотивации), то и критерии оценки эффективности будут соответствующие.

— Недоверие к IT-компаниям… насколько оно сильно и почему?

— Разные задачи требуют разных компетенций. А в случае с ПО для кадровых служб ситуация осложняется еще и тем, что совершенно разные по уровню сложности задачи мы привыкли называть одними и теми же именами.
Например, под расчетом заработной платы могут пониматься:
— расчет з/п для сотрудников на окладе;
— расчет для сотрудников со сдельной оплатой;
— расчет премий или бонусов по сложным схемам (для торгового персонала).

Это задачи совершенно разной сложности, и для их реализации требуется разный объем работ, поэтому и стоимость реализации будет существенно разниться.

А недоверие к ИТ-компаниям возникает, по моему мнению, в тех случаях, когда исполнитель и заказчик часто по-разному понимают сложность задач. В результате заказчик остается неудовлетворенным.

Однако в целом я бы не стал утверждать, что существует тотальное недоверие к интеграторам.

— Уровень понимания потребителем эффективности ПО?

— Сильно зависит от уровня компании в целом. Очень часто ограничиваются кадровым учетом и расчетом заработной платы.

Задачи по управлению кадровым резервом, развитием сотрудников по карьерной лестнице, оценке компетенций часто воспринимаются как экзотика, хотя необходимые функции заложены во многие программные продукты, в том числе и в самый недорогой «1С».

— Говорят, ни одно западное ПО в России не работает без постоянного присутствия разработчика (в отличие от Запада). Так ли это? Почему?

— Очень часто такое мнение звучит в контексте соответствия западных систем российскому законодательству в сфере трудовых отношений и налогов на фонд оплаты труда. Считается, что западные системы этим требованиям не соответствуют, поэтому при выходе изменений (а случается это с завидной регулярностью) потребуется вмешательство разработчика.

На самом деле это не совсем так. Западные вендоры (например, «Майкрософт») регулярно выпускают обновления, да, как правило, не с такой скоростью, как «1С», но обычно успевают их выпустить до вступления изменений в силу.

— Иконки в iPad и прочие упрощения явно ближе потребителю. Насколько сложны современные ПО для потребителей?

— Зависит от контекста. В сфере кадрового учета и расчета заработной платы очень многое регламентируется законодателем.
Например, есть утвержденная форма табеля учета рабочего времени. Здесь непринципиально, насколько сложна или проста эта форма. Главное, чтобы ПО позволяло формировать эту форму в правильном формате.

А на тех участках, куда требования законодателя не распространяются, разработчики, конечно, стараются сделать функциональность как можно удобнее для пользователей.

Проектный опыт, однако, показывает, что каким бы удобным и простым ни было решение, все равно требуется некоторое время на адаптацию.

Владимир Скородумов имеет около 15 лет опыта внедрения информационных систем на российских предприятиях, при этом работал как со стороны ИТ-интегратора, так и со стороны заказчиков. Является одним из ведущих экспертов российского рынка в области автоматизации отраслевых бизнес-процессов в таких отраслях, как ретейл и дистрибуция, ЖКХ, авиастроение. Работал в крупнейших российских компаниях: в сети гипермаркетов «Лента», в авиакомпании «Ист Лайн», в агентстве авиаперевозок AIR CROSSROAD и др. С 2007 года работает в ГК «КОРУС Консалтинг».