Памяти математика Никольского

Уход в минус бесконечность

Прошлое — это метафизическое достояние всего человечества. О прошлом вы можете знать или не знать, гордиться им или стыдиться его, принимать или не принимать, однако все, так или иначе, приведет к смирению. Любой человек, даже не ведая о том, своими поступками творит историю человечества, ведь наши жизненные ценности складываются из наших ежедневных личных обязательств и жизненных задач. Поэтому, чтобы определить, что нам нужно сегодня, достаточно лишь проследить, чем жили герои прошлого.

Признак незрелости человека — желание благородно умереть за правое дело. В то время как человек зрелый стремится смиренно жить ради правого дела. Последнее утверждение относится к известному российскому математику, академику РАН, лауреату Государственной премии им. П. Л. Чебышева и обладателю золотой медали им. И. М. Виноградова Сергею Михайловичу Никольскому, внесшему огромный вклад в развитие математической науки не только своими научными трудами, но и педагогической работой со студентами и школьниками. Никольский ушел из жизни 19 ноября этого года в возрасте 107 лет. Создатель большой научной школы по теории функций, свои первые работы он посвятил функциональному анализу, в дальнейшем заинтересовался теорией аппроксимации функций, научные результаты которой и составили докторскую диссертацию ученого математика. Ряд работ, выполненных в этой области, и были представлены при выдвижении на присуждение медали имени И. М. Виноградова. Никольского всегда интересовала постановка математического образования в школах, поэтому, когда в Академии наук была создана комиссия по школьным вопросам, он вошел в состав этой комиссии и возглавил комиссию по математике при министерстве образования. Широкой публике ученый известен как автор программ и учебников по математике для общеобразовательной школы. Его неизменным наставлением школьникам были слова: «Если можете — учитесь; знания, полученные сейчас, принесут вам большую пользу в будущем». Сергей Никольский был убежден, что математика имеет большое значение не только в частном вопросе образования. Академик мыслил глобально, считая математику важнейшей дисциплиной в процессе формирования государственности. По мнению Никольского, упразднение учебных часов, выделенных на изучение математики, не только понижает уровень логического мышления молодых людей, при этом снижается статус молодого населения, а в целом и всей страны. Дело в том, что математика — такая наука, которая требует доказательств истинного. Именно эти свойства влияют на повышение правдивости, следовательно, на повышение нравственности человека. Таким образом, занятия математикой способствуют укреплению нравственности, духовности и благородства, поскольку в математике всегда идет поиск правды.

И действительно, вся наша жизнь — это нескончаемый поиск решений в череде сложных задач, функций и головоломок, справляясь с которыми мы выводим нашу жизненную орбиту на новый уровень. Жизнь любого нормального человека легко укладывается в простейшие арифметические действия: сложение часов, посвященных работе во благо общества, хотя несколько и опосредованное; умножение идей и мыслей, приводящих к заветным целям; вычитание права на недостойное поведение, в результате которого могут пострадать близкие и родные люди; наконец, деление мира на материальную составляющую человеческого бытия и справедливость высших сил, где каждый самостоятельно принимает решение, к чему стремиться. Таким образом, подобно квадратуре круга, существование человека сводится к уравнению из невероятных возможностей и ожиданий. А жизнь математика подобна логарифму нуля: даже после смерти — уходит в бесконечность, хоть и со знаком минус. Перефразируя реплику героини Ремарка, следует добавить, что герои не уходят, просто иногда их нет. Нам же только остается доказать своим достойным примером, что академик Никольский был прав, говоря о том, что образование порождает творчество.

Светлана Смирнова, tokatlian@mail.ru