«Временные вампиры» - Тайм-менеджмент

На память приходят слова одного из персонажей фильма-трилогии «Матрица» Меровингена:

«Вы исполняете чужую волю… За нашей успокоенностью скрывается истина: мы абсолютно не контролируем свою жизнь. Следствия, от них нет спасения, мы навсегда их рабы. Я знаю вашу исполнительность чужой воли, возвращайтесь и слово в слово передайте своей гадалке: «Я выпью ее время залпом». Философия данного героя представляет собой детерминизм, где нет места свободе и ответственности – только причины и следствия.

Как часто мы замечаем, что цель не достигнута, задача не выполнена, и начинаем искать причину, помешавшую нам сделать то, что мы наметили. И в тоже время мы обращаем внимание на следствия, а причина оказывается скрытой от нашего понимания.

Кто же такие «временные вампиры»?

Это люди, которые занимают наше время и отвлекают от достижения цели, которая требует нашего внимания здесь и сейчас. Если рассматривать их с точки зрения логики, то очень часто именно о них мы и говорим как об одной из причин наших неудач. Я не сделал, потому что меня отвлекли. Я не сделала, потому что меня срочно попросили помочь. Я не смог, потому что я был должен выполнить его или ее поручение. И сколько еще таких оправданий? Достаточно, чтобы каждый легко вспомнил похожий опыт из своей жизни. И в то же время причина есть сама себе следствие, и следствие есть само себе причина. Есть хорошее выражение: «Если в разговоре возникла пауза, ответственность несут оба собеседника в равной степени».

Именно так мы позволяем «временным вампирам» войти в нашу жизнь и «пить наше время залпом». Как это происходит? Факторов или причин много. Это отсутствие или наличие определенных убеждений, ценностей и критериев, целей и намерений, навыков и умений, определенного поведения в социуме. И, конечно же, определенного окружения и среды, в которой мы сталкиваемся с «временными вампирами». Нет причин и следствий, есть система, которая позволяет им существовать в нашей жизни. И в поддержании этой системы в функциональном состоянии мы принимаем самое непосредственное участие. Успешные люди отличаются тем, что они смогли сказать твердое «нет» этим пожирателям времени. Рассмотрим несколько часто задаваемых вопросов в контексте работы.

1. Как выявить «временных вампиров»?

Достаточно легко, если позволить себе наблюдать и делать выводы. Вспомните те моменты, когда вы отрывались от дел на общение со своим коллегой, руководителем или сотрудником другого подразделения своей фирмы. Возможно, кто-то из ваших близких или знакомых звонил вам по телефону. Все эти люди – потенциальные кандидаты в ранг «временных вампиров». Если общение с ними происходит часто и на темы, не связанные с вашей текущей задачей, скорее всего они уже являются ими. «Работа не волк, в лес не убежит» и другие подобные выражения вполне могут служить признаком таких людей. Смешивание контекстов работы и дружбы или приятельских отношений, с приоритетом последних, попытки манипуляции по различным причинам и различными способами, – все это может служить их характеристикой. Людей, откладывающих «на потом», требующих немедленного внимания к себе также можно отнести к такому типу «вампиров».

2. Если правила приличия все-таки соблюдать, как тактично контролировать общение с подобными людьми?

Правила приличия – это принятые в том или ином обществе, коллективе правила поведения и взаимоотношений. Тактичный контроль обязательно должен основываться на них. В тоже время установка вами некоего регламента общения с такими людьми жизненно необходима. Вы определяете границы и правила. Если у такого человека возникает необходимость немедленно поговорить, вы можете тактично сказать, что заняты важным делом, и готовы после рабочего дня посвятить некоторое время общению и выслушать его. В зависимости от характера работы вы можете, например, выделить пять–десять минут через каждые два часа на общение с таким человеком. Важно чтобы он знал, что у вас есть именно столько времени на решение его вопросов или разговор с ним на темы, не касающиеся работы.

Ответственность – это то, что люди часто берут на себя с неохотой. Особенно если она касается других. Всегда возможно тактично разделить ответственность за результат или полностью переложить ее на «вампира». «Коллега, я сейчас занят важным и срочным делом, я правильно понимаю, что ты хочешь мне помочь и готов разделить со мной ответственность за результат, если вдруг я не успею сделать в срок, не так ли?» Человек, который не умеет ценить время, скорее всего, просто извинится и ретируется. Важно следовать установленным вами же правилам, и через определенный период времени «вампиры» к ним привыкнут или найдут другой объект для своих разговоров.

Вы в некоторой степени дистанцируетесь от таких людей, но так, чтобы не ущемлять их достоинство, и в тоже время проводя границы дозволенного взаимодействия с вами.

3. Как защитить начальника, как защититься от начальника?

Защита руководства, как и медаль, имеет две стороны. Если вы не уполномочены быть преградой от таких людей, стоит оставить эту почетную обязанность тем, на кого ее возложили по роду деятельности: секретарям и помощникам. Вторая сторона этой медали уже относится к компетенции руководителя, насколько он сам умеет общаться с такими подчиненными. Начальник сам распоряжается своим временем, сам организовывает свой рабочий график.

Если вдруг оказалось, что ваш руководитель сам принадлежит к когорте «вампиров», есть различные способы тактичного взаимодействия. Реагируйте на поведение руководителя так, как будто его намерение положительно. Согласитесь: вы делаете одно дело, работаете в одной компании, у которой есть цели, и задача руководителя – достичь их. Это поможет вам воспринимать ситуацию более адекватно и вести такое общение, которое позволит эффективно использовать время, на него затраченное.

Согласитесь, что мы, абсолютно не из негативных намерений, можем являться «вампирами» для кого-то из нашего окружения, в том числе и для руководителя. Часто руководитель, представляющий собой «вампира», полностью не отдал в ваши руки ответственность за процесс, и ему требуется постоянная корректировка и контроль ваших дел. Возьмите сами! Вы должны идти на полшага впереди, тем самым вы высвободите время руководителю и самому себе. Вот несколько советов:

– планируйте свою деятельность, адекватно оценивайте время, затрачиваемое на различные этапы;

– согласовывайте то, что вы будете делать и как, и когда предоставите руководителю отчет;

– проанализируйте, в каких ситуациях, как и для чего происходит избыточная коммуникация с руководством;

– проанализируйте свою деятельность и определите, что можно было сделать по-другому и что могло бы снять с повестки вопросы, явившиеся предметом общения;

– если у руководства есть определенные требования к рабочему месту, к вашему внешнему виду, распорядку рабочего дня – выполните их.

4. Как вести себя с коллегой, который для одних – «вампир», а для других – «донор»?

Контактировать именно с той позиции, что он является «вампиром» по отношению к вам. Это важно для вас, ваше время принадлежит только вам, и распоряжаетесь им именно вы. Вопрос «донорства» очень спорный, время нельзя подарить как таковое, а вот растратить его неподобающим и бесцельным образом можно, и очень легко, и скорее всего результат деятельности и эффективность будут очень низкими. Если вы являетесь руководителем и среди ваших подчиненных есть такие люди, то это уже управленческий вопрос, решать его следует другими методами и способами: загрузкой сотрудников на все 100%, регламентом, санкционированием наказаний и так далее. Важно, что сотрудники получают материальную мотивацию за то, что они заняты в рабочее время исполнением своих непосредственных обязанностей и именно за это им платят деньги. В какой-то степени работодатель также является «временным вампиром», но вы согласились отдать свое время взамен на компенсации с его стороны. Это честный «вампир», и часто он дает больше чем получает взамен.

5. Как не поддаваться на провокации «временных вампиров» и научиться контролировать отношения с ними?

Взять ответственность на себя! Наличие таких людей в нашем окружении служит сигналом, что мы сами допустили развитие такой ситуации. Мы позволили таким людям отнимать наше время и тратить его впустую. И неважно, касается ли это обсуждения текущих рабочих моментов либо чего-то, не связанного с работой. Умение говорить «нет» так же важно, как и умение говорить «да» в коммуникации между людьми. В ситуации с «временным вампиром» вы говорите «нет» здесь и сейчас, и оставляете возможность для общения с ним тогда, когда это удобно и вам, и ему. Это обоюдное уважение к личности друг друга, умение понимать, слышать и создавать такие отношения, которые исключают применение шаблона «временной вампир» как вам, так и к вам.

Конечно же, ситуации различны и бывает так, что вы отвлекаетесь от дела, в которое погружены с головой. Как быть, когда вас прерывают, и результаты вашей деятельности оставляют желать лучшего? Простая и постоянная тренировка: постарайтесь запоминать то состояние, в котором вы находитесь при полном погружении в дело. Попробуйте зафиксировать в памяти ощущения, которые вы испытываете в такой момент. И если вас в очередной раз прервали, то по возвращении погрузитесь снова в запомнившееся состояние. Снова услышьте, что вы слышали, посмотрите на то, что вы видели, перед тем как вас оторвали от дела. Почувствуйте все, что вы чувствовали, сядьте в ту же позу. Это поможет вам быстрее вернуться в работу, сконцентрироваться и продолжить.

Александр Николаев, консультант, бизнес-тренер Консалтинговой группы BITOBE