Комментарий к тексту «Лидерство как стратегия»

Думаю, что разделение руководителей на «эффективных» и «успешных» искусственно. Чичваркин, Полонский, Трамп, Якокка, Джобс… Используя терминологию автора, никого из перечисленных руководителей я бы не назвал ни «успешным», ни «эффективным». Первые трое – вообще не нанятые менеджеры, а основатели и собственники бизнеса.

Чичваркин создал «Евросеть» с нуля. За десять лет она стала крупнейшим сотовым ритейлером страны. В 2008 году ее фактически отобрали. Ее продажа ANN была вынужденной и за меньшие от ее реальной стоимости деньги. То же самое можно сказать про Полонского. С той лишь разницей, что бизнес у него никто не отнимал. Можно сколь угодно долго рассуждать о жадности девелоперов, приведшей к перегреву рынка, о неспособности рассчитать проект и т.д. Но не стоит забывать о том, что в девелопменте проект реализуется не за месяц и даже не за год. Необходимо также помнить, что Полонский тоже начинал с нуля. Кстати, он первый из отечественных девелоперов заговорил о кризисе в 2008 году. А Якокка, успешно работавший в Ford Motor Company долгие годы, а потом успешно руководивший Chrysler Group LLC? Про Джобса, думаю, даже говорить не стоит. Любой, думаю, знает, кем он был для Apple, да и не только для этой, компании.  

Джобс, Чичваркин и Полонский известны своей эксцентричностью, эпатажной манерой поведения, не укладывающейся в общепринятые рамки. Но это говорит об их оригинальности, нестандартном мышлении и способности предлагать новые идеи. А дела, о которых речь шла выше, – о способности эти идеи реализовывать. Т.е. эти люди заботились о продвижении не себя, а своих компаний и брендов. Да и то не всегда. Почему-то принято любой поступок более-менее известного человека расценивать, как PR-акцию. Почему-то в голову не приходят мысли о том, что эти люди так живут. По всей видимости, из-за того, что оценивает их как раз серая биомасса, которая свой досуг проводит либо перед телевизором, либо в соцсетях. И ничего, кроме новостных сообщений об очередной выходке Полонского или Чичваркина, о них не знает. Наверное, будут сильно удивлены, если им расскажут о том, чего эти люди добились. Хотя, возможно, из-за собственной никчемности, лени, серости, заурядности и комплексов скажут, что те все украли. Ведь, если у ленивого жителя спального района ничего не получается, как могло получиться у Полонского?

Очень странно читать, что «успешные» лидеры зацикливают управление компанией на себя. Уверен, что ни один толковый менеджер не станет этого делать. Потому что еще при его работе в компании она станет неповоротливой, а ему придется работать 24 часа в сутки. Для этого он и набирает себе множество заместителей, вице и т.д. Именно поэтому при смене топ-менеджера очень часто происходит постепенно полное обновление руководящего состава. Руководитель приводит «своих» замов. Те – «своих» руководителей направлений. Руководители направлений нанимают новых начальников отделов и т.д. И ни одна команда не сможет работать как машина, без контроля сверху. Вы же не деталь в компьютере меняете, любой другой машине. Да и то, даже в этом случае, как правило, требуется новая настройка и проверка работы всего устройства. 

Можно также сколь угодно долго искать эффективных, радеющих за дело менеджеров, чтобы нанять их на топовую позицию. Но никто не будет радеть за дело больше, чем сам собственник. Именно поэтому топ-менеджерам предлагают долю – акции.

Святослав Белянский, директор по развитию PR-агентство «Фабрика Новостей»