Использование видео для обучения персонала

Специалисты выделяют пять форматов видеофильмов, используемых для обучения. Что можете сказать о таком формате, как репортаж (например, телевизионный репортаж о каком-либо событии, связанном с темой обучения, как правило, такие ролики можно легко найти в Интернете)?

Светлана Галба*:

Я считаю, что этот формат заслуживает внимания как элемент на этапе перехода к следующей теме обучения, как «мостик» к теме или как видеопример для анализа. Сам по себе он дает маленький обучающий эффект, но на определенном этапе позволяет повысить вовлеченность и интерес группы. В корпоративном формате репортаж необходимо использовать в том числе в рамках курса адаптации для новых сотрудников. Лучше сделать подборки с новостными роликами о компании, которые на входе будут формировать гордость новичка: о работе в вашей компании или создать внутренние видео-репортажи с сотрудниками компании, которые будут формировать на этапе адаптации нового сотрудника необходимые корпоративные ценности и установки.

Людмила Логинова*:

Мы используем такие фильмы только на психологических тренингах. В процессе просмотра можно выяснить, как человек реагирует на то или иное событие, ситуацию. Соответственно, это помогает отнести его к какому-то типу по определенной классификации, например, с использованием эннеаграммы. Используются такие материалы также на тренингах по НЛП (нейролингвистическому программированию).

Лариса Малышева*:

Такие видеоролики хорошо используются для демонстрации поведенческих навыков (например, в дисциплинах «Кросс-культурные коммуникации», «Сравнительный менеджмент», «Организационное поведение», «Управление конфликтами» и других). Так, например, разница в восприятии одних и тех же событий представителями различных культур может быть продемонстрирована отрывками из художественных фильмов, игровыми сюжетами. В качестве примера — фильм «Трудности перевода» о несоответствии восточного и западного взгляда на события.

Дисциплины, требующие визуализации, например, брендинг, маркетинг, тоже прекрасно иллюстрируются репортажами. Видеоролики известных компаний Coca-Cola, Nike демонстрируют примеры формирования восприятия у целевой аудитории. Например, отрывок из фильма «Особое мнение» демонстрирует персонификацию потребителя вплоть до его пристрастий. При появлении главного героя в торговом центре производится его идентификация, воспроизводится история его покупок, формируется уникальное персональное торговое предложение. Сюжет показывает пример четкой ориентации на клиента, технологии управления отношениями с потребителями.

Возможно использование репортажей в юридической практике, языковой.

Ряд обучающих видеофильмов относят к видеоэталонам. Видеоэталоном может служить корпоративное видео компании, например, на тему правильного общения с клиентами или корпоративной культуры. Чем интересен этот формат?

Светлана Галба:

Этот формат интересен компаниям, которые имеют большую сеть. В этом случае видеоэталон помогает формировать единые стандарты, правила и нормы для всех сотрудников сети. Очень эффективный инструмент для передачи стандартов обслуживания клиентов, ведь в данном случае он задает не только правила «как надо», но и показывает, с какой интонацией и мимикой. Кроме того, видеоэталоны могут снять распространенный вопрос аудитории — «покажите, как нужно» и задавать единый стандарт оценки.

Людмила Логинова:

Как эталон в воссоздании корпоративной культуры мы не используем видео. Но частью самой корпоративной культуры является вовлечение в творчество (в том числе и кинотворчество) о компании всех сотрудников. Например, иногда, ко дню рождения компании, ее подразделения снимают видеофильмы о себе.

Лариса Малышева:

В корпоративном обучении подобные видео очень удобны для демонстрации желаемого поведения, например, при работе с возражениями, при обучении технологиям обслуживания клиентов, выполнении каких-либо стандартизованных операций. В программах для открытого рынка возможно использование таких примеров либо для сравнения разных форм клиентоориентированности, либо демонстрации успешных, хорошо зарекомендовавших себя практик. Известен видеоролик McDonalds, показывающий технологичность обслуживания клиента, снижающий требования к квалификации персонала и обеспечивающий максимальную повторяемость стандартов качества.

Съемка на занятиях — следующий формат, обычно ее используют для того, чтобы предоставить слушателям возможность посмотреть на себя со стороны.

Светлана Галба:

Это эффективный метод коррекции поведенческих паттернов участников — ведь у участников появляется возможность посмотреть и послушать себя со стороны. Чаще всего то, что слушатель видит, ему, как правило, не нравится. Для того, чтобы этот инструмент был эффективен и достиг необходимой цели, обратная связь тренера и участников группы должна быть максимально корректна и направлена на необходимые изменения.

Людмила Логинова:

Как показывает опыт, если компания уделяет много внимания обучению сотрудников внутри компании, как вновь пришедших, так и опытных, то этот формат — самый востребованный. Используется на тренингах, где развиваются навыки успешных действий в различных проявлениях: деловые встречи, телефонные переговоры, презентация фирмы или продукта, работа с возражениями и прочее. На занятии люди пробуют проигрывать деловые ситуации, применяя полученные знания, а видеофильм позволяет потом проанализировать — что получилось, а что нет. Где есть хорошие находки в поведении «игрока», а где явные промахи, над чем стоит поработать. Причем, прежде всего, обсуждают себя сами «актеры», а потом им помогают коллеги-соученики и резюмирует тренер. Правда, тут существует проблема — многие боятся камеры. Поэтому приходится вовлекать их в деловую игру, повышать их значимость, тогда боязнь проходит.

Лариса Малышева:

Съемка на занятиях обычно применяется при проведении ролевых игр, деловых игр, работы в команде. Съемка обязательно должна сопровождаться разбором поведения, при этом квалификация комментирующего должна быть достаточна, чтобы донести цель задания, желаемую модель поведения, отклонения, причины отклонения, возможности для корректировки. Желательно, чтобы сами участники могли прокомментировать собственное поведение и самостоятельно найти зоны ближайшего развития.

Хорошо в данной ситуации проводить съемки в ходе «Управленческих поединков», например, сопоставляя результаты и процесс переговоров. Интересны съемки в ходе командной работы. Здесь можно оценивать роли, вклад в работу команды. Опять же, сопоставление результатов работы и процесса, который привел к подобному результату. Цель видеосъемки — наблюдение за процессом, фиксация поведенческих факторов.

Однако не следует преувеличивать значимость видеосъемки. Люди могут вести себя неадекватно, помня, что это всего лишь игра, играя и переигрывая.

Когда оправдано применение так называемых видеокурсов (разрабатываются профессионалами специально для учебных целей и обычно сопровождаются печатным пособием)?

Светлана Галба:

Видеокурсы являются хорошей основой для дистанционного обучения и являются незаменимым помощником, если у компании большое количество удаленных подразделений, а персонал децентрализован. Они позволяют сократить затраты компании при необходимости обучить сразу нескольких специалистов из разных регионов одному и тому же типовому процессу или продукту, при этом совсем не обязательно для этого иметь штатного тренера по этому направлению.

Людмила Логинова:

Такие формы мы стали активно применять, когда в компании появилось много филиалов по всей стране. Если директор и бухгалтер филиала обязательно приезжают в головную компанию на обучение, то остальные сотрудники, как правило, учатся дистанционно, в том числе с помощью видеокурсов. Фильмы для таких курсов можно снять разными способами. Например, садится перед камерой специалист по какому-то сложному направлению/продукту и рассказывает, как это должно осуществляться согласно нашим нормативным документам. Или снимаем занятия группы по этой теме. Полученные видеоролики отправляются в филиалы и там по ним обучаются сотрудники всех специализаций.

Лариса Малышева:

Подобного рода видеокурсы хорошо используются в программах заочного и дистанционного обучения. Могут применяться различные форматы — «говорящая голова», запись занятия в классе, запись вебинара и прочие.

Для полноценного обучения видеокурс должен быть дополнен заданиями, тестами, интерактивным взаимодействием. Не является полным заменителем очного курса, особенно в программах бизнес-образования.

Так ли эффективен формат видеокейса (основан на Гарвардской модели кейс-стади и отражает типовые профессиональные ситуации для разбора и выработки полезных навыков)?

Светлана Галба:

Это яркий инструмент, который позволяет сделать тренинг более эффектным и интересным для участников. Насколько более эффективно решение видео-кейса, чем обычного кейса, судить сложно. Сам по себе кейс, независимо от его формата, является одним из самых эффективных инструментов обучения, поэтому его применение вполне обоснованно.

Людмила Логинова:

— Это может оказать помощь при занятиях группы на тренинге по выработке практических навыков. Берем фрагмент видео и разбираем его, анализируем, ищем пути решения.

Лариса Малышева:

Область применения видеокейсов ограничена. Нужен профессионал, способный прокомментировать различные аспекты, вызвать дискуссию о применимости вообще и в частности. Даже если в комментариях к кейсу приводится некий ответ, зачастую решения неоднозначны. Скорее, видеокейсы подходят для студентов, не имеющих практического опыта.

Практиков лучше обучать на живых примерах в ходе бизнес-визитов или очных практикумов. Зачастую целью разбора кейса является даже не получение правильного ответа, а развитие навыка логического рассуждения, применения инструментария и прочего.

Какие еще форматы вы можете рекомендовать?

Светлана Галба:

Мне очень нравятся форматы обучения по технологии мастер-классов, но обязательно с элементами вовлечения. Мастер-класс, в котором детально отрабатывается конкретный навык, видеофильм является хорошим вводным материалом для последующей отработки конкретного навыка. Данный формат позволяет повысить результативность обучения как минимум на 30 %.

Людмила Логинова:

Сейчас мы активно применяем веб-семинары, веб-конференции, но это не тема сегодняшнего разговора.

Лариса Малышева:

Видеосъемки бизнес-практикумов. Это формат «живых кейсов», когда в группу приходит бизнесмен, озвучивающий некую проблему. Далее команды формируют технологию решения проблемы, презентуют ее, корректируют, после чего предлагают решение и получают обратную связь от владельца проблемы. Цель бизнес-практикумов — развитие стратегического мышления, технологий принятия управленческих решений. Параллельно участники учатся взаимодействовать, согласовывать мнения, работать в команде. Качество результата оценивается самим бизнесменом. Задача видеосъемки — уловить поведенческие навыки. По результатам можно сопоставить результат и процесс его достижения, дать рекомендации участникам.

Видеосъемки бизнес-визитов, зачастую, ограничены корпоративными требованиями. Поскольку кейсы компаний связаны с некоторыми проблемами и иногда носят конфиденциальный характер, то снимается не весь сюжет, а лишь часть. В основном, цель таких видеосъемок — демонстрация успешных практик компании, направленных на ее продвижение.

Видеосъемки защиты диссертаций. Являются обязательными, демонстрируют соблюдение установленной процедуры.

Видеосъемки деловых игр. Используются для передачи атмосферы игры и демонстрации сложности принятия качественных решений в условиях ограничений ресурсов — времени, количества участников и прочих.

Видеосъемки реализации проектов. Для развития навыка реализации проектов наши слушатели выполняют социальные проекты, например: «Президенты в детском доме», «Международная ассамблея управленческих кадров», «Круглый стол о проблемах квалификаций и компетенций», «Субботник», «Топ-клуб» и прочие… Как правило, снимается фильм об итоговом мероприятии, который является, с одной стороны, примером подобных проектов, с другой стороны, видеоотчетом.
Видеосъемки защиты дипломных проектов. Обычно проводится съемка конкурса на лучший дипломный проект, что является примером для подражания, как с точки зрения презентации, так и с точки зрения содержания проекта.

Какие выгоды дает использование видеофильмов в обучении?

Светлана Галба:

Он позволяет разнообразить стандартную программу обучения и повысить ее результативность, так как при анализе фильмов, роликов, репортажей у участников повышается желание к изменениям. В корпоративном обучении использование видеофильмов позволяет сократить затраты на командировки штатных тренеров, так как он точно заменит собой скучные лекции и сократит количество ошибок, например, в таком типовом бизнесс-процессе, как «Правильная упаковка груза при разных типах доставки» или любом другом. Ведь сотруднику не только рассказали, а еще и показали. Мы с большой симпатией относимся к этим инструментам и с удовольствием применяем в своей практике — эффект от использования видеофильмов оправдывает наши ожидания.

Людмила Логинова:

Плюсы можно выделить следующие:

  • Наглядность — основное, что дает видеоматериал, она всегда помогает. Хотя бы потому, что мы все, в основном, визуалы.
  • Кроме того, это, конечно, экономия времени и денег — не надо приезжать всем на «живое обучение». Когда филиалов много — невозможно собрать всех.
  • Видео можно посмотреть в любое время. А если что-то забылось — посмотреть еще раз и еще.
  • При съемке на видеокамеру участник обучения видит себя со стороны и делает выводы.

Лариса Малышева:

Учебные фильмы экономят время очного взаимодействия, а также позволяют увидеть то, что сложно описать словами. Видеофильмы могут использоваться для продвижения компаний, бизнес-школы, преподавателя.

А какие проблемы возникают при этом?

Светлана Галба:

Видеофильмы не могут заменить собой интерактивное обучение, живой тренинг, поэтому злоупотреблять ими и отказываться от других инструментов не стоит, но в качестве компонента обучения они весьма хороши. Конечно, стоит упомянуть значимость качества и профессионализма в создании материала: продуманный сценарий, хорошее качество видеозаписи и другие параметры являются непременными атрибутами учебных видеофильмов.

Людмила Логинова:

Одна из проблем — технические неполадки. В любой момент техника может отказать: видеокамера сломаться, проигрыватель дисков «зависнуть» и т. п. Кроме того, техника быстро морально стареет. Например, у меня был набор прекрасных французских видеофильмов по технике продаж, переговоров и т. п. Но фильмы были на видеокассетах, и сейчас их просматривать уже не на чем. Но если эта проблема легко решаема, то более серьезный недостаток для видеофильмов, которые используются для заочного обучения, — отсутствие обратной связи. Трудно узнать — как понят материал, используется ли он. При дистанционном обучении нет эффекта группы, ее синергетического эффекта. Значительно ослабляется харизма тренера (преподавателя).

Лариса Малышева:

Проблем несколько.

  • Видеофильм не заменяет очного общения, требует четкого комментария, целей использования, проверки правильности понимания и прочего.
  • Видеофильм, снятый для конкретного курса и конкретной ситуации, не является универсальным. Преподавателю нужно очень четко понимать ограничения и встраивать в свой курс готовое видео очень профессионально!
  • Любой сюжет является игровым, при этом внимание слушателя может рассеиваться.
  • Видеофильм, использованный не к месту, формирует неприятие и необязательность подобных форматов.
  • Зачастую показ видеофильмов может показаться студенту «тратой его времени и денег», особенно, когда фильм показывается в ходе очного обучения. Есть соблазн подменить живое общение показом фильма.
  • Чем руководствоваться при подборе видеофильмов и при выборе такой формы обучения — с использованием видео?

Светлана Галба:

Руководствоваться необходимо целями обучения и планируемым результатом от данного инструмента. Стоит посмотреть демо-материалы, если вы планируете заказать видео-курс по Интернету и почитать отзывы заказчиков.

Людмила Логинова:

При выборе фильмов, прежде всего, руководствуемся целью — зачем он нужен: полностью заменить лектора, иллюстрировать изучаемый материал или частично включить его в деловую игру. А чтобы решить, использовать видео или нет, смотрим на свои потребности и возможности. Для дистанционного обучения — однозначно надо. Для того, чтобы посмотреть на себя со стороны во время бизнес-тренингов, — тоже отлично.

Лариса Малышева:

Руководствоваться, прежде всего, целями курса, навыками, которые развивает курс, возможностями преподавателя, его профессионализмом в комментировании используемого видео.

Я бы не стала преувеличивать возможности видео. Скорее, видео используется при невозможности получить очное образование — в случае занятости, частых командировок, пропуске занятий. Видеоролики, вставленные в курс, должны быть очень хорошо подобраны с учетом целей и задач курса, профессионализма преподавателя. В противном случае, срабатывает негативное восприятие подобного формата.

Справки о спикерах и компаниях.

*Галба Светлана Сергеевна — с 2012 года учредитель и директор компании «Консалтинговая группа "Конструктор кадровых решений"». Работала в программах Уральского института прикладной психологии: курс «Управление человеческими ресурсами». 2009-2012: директор по персоналу ООО «Сима-ленд». 2007-2009: директор по персоналу ООО «Группа Агрофуд». В 2003 г. окончила ЛГУ имени Пушкина по специальности психология.

«Консалтинговая группа "Конструктор кадровых решений"» действует с 2012 г. Оценка, обучение, мотивация, кадровый консалтинг. 6 сотрудников.

*Логинова Людмила Владимировна — директор по управлению персоналом ООО «Страховая компания "Северная Казна"». В компании с 2001 года. Создала в ней «Школу страховщика» и «Школу руководителя». Окончила УГПУ, факультет иностранных языков. Бизнес-тренер (прошла курс обучения тренеров в организации «Европейские бизнес-технологии»), мастер НЛП, диплом медиатора (Санкт-Петербургский государственный университет), стажировки во Франции по управлению персоналом.

ООО «Страховая компания "Северная Казна"» основана в 1993 году, осуществляет различные виды добровольного и обязательного страхования, численность персонала 1650 чел., взносы за 2012 год составили 2 582 552 тыс. рублей.

*Малышева Лариса Анатольевна, заместитель директора бизнес-школы Уральского Федерального Университета, директор МВА-Центра УрФУ, зав. кафедрой стратегического менеджмента. Доктор экономических наук, профессор.

Бизнес-школа Уральского Федерального Университета работает на рынке бизнес-образования с 1987 г. 42 штатных сотрудника, 38 совместителей, множество привлеченных преподавателей, в том числе зарубежных. Ежегодно более 4000 выпускников осуществляют обучение по программам: DBA (Doctor of Business Administration), МВА (Master of Business Administration), Мини-МВА, Президентская программа подготовки управленческих кадров РФ, ЛИНК, краткосрочные семинары и тренинги, корпоративное обучение и консалтинг.

Журналист Пигалева Галина Владимировна, galapi@mail.ru г. Екатеринбург.