Ну-ка, зеркальце, скажи!

Как говорится в одной пословице – «если о вас говорят, значит, вы впереди!» Но, к сожалению, не всегда эти разговоры бывают хорошими. Чаще всего возможно услышать упреки, завистливые уколы, неконструктивную критику и клевету. О последнем как раз и хотелось бы поговорить поподробнее. Значит ли, если вы слышите о своей фирме сплетни и небылицы, что вы сейчас на волне успеха? Или все-таки стоит задуматься и извлечь долю истины из этих небылиц?

«У нашей компании была презентация нового проекта по озеленению, которая прошла не так, как мы хотели бы. И, конечно же, наутро в прессе появилось куча новостей о том, что мы теряем хватку, что мы не компетентны, что, вероятно, это вообще была наша последняя презентация. Несомненно, это очень повлияло на дух в команде, некоторые стали искать причины в себе, собирались увольняться, но тут самое главное – не поддаться общему натиску! Конечно же, мы и сами понимали, что это был провал, но мы проанализировали ошибки, подумали, как мы можем избежать повтора, и ни на йоту не сомневались в дальнейшем успехе».
Ольга Белавина, руководитель PR-отдела компании «Clear-fi», Ростов

Клевета в любое была одним из самых опасных орудий для очернения, но при всем этом – это один из самых действенных способов для привлечения к себе внимания. Любая отрицательная информация о вашей фирме, правдивая она или лживая (даже если речь идет о другой компании со схожим названием), может моментально сказаться на репутации вашего бизнеса в сети. У любого потенциального клиента может возникнуть желание проверить в Интернете информацию о том, что ваша компания собой представляет, как давно она на рынке, стоит ли ей доверять. В силу того, что пользователи сети – ленивы, а конкуренция огромна, любая отрицательная информация лишь подстегнет клиента к рассмотрению предложений ваших конкурентов. Клевета может маскироваться под недостаточно достоверную информацию, искренние заблуждения, случайные ошибки. И несмотря на последующие опровержения, выигранные судебные процессы, раскаяние авторов, она действует прямо и наверняка. Источник информации забывается, информация остается. Тем, кто распускает клевету, надо лишь учитывать культурный уровень аудитории: чтобы оклеветать человека, скажем, в небольшой деревне, достаточно обвинить его в краже овцы. А в большом городе с той же целью надо сочинить историю про свадьбу в Эрмитаже. Именно таким образом в середине 80-х оклеветали первого секретаря Ленинградского обкома Григория Романова: дескать, устроил дочери свадьбу в Зимнем дворце, да еще разбил царский сервиз. Эта откровенная утка стоила Романову карьеры.

Рассказывает менеджер по PR компании BBDO group Алеся Крупнина:

«В нашем случае клевета чуть не достигла апогея – увольнения некоторых руководителей. Шли долгие разбирательства, порой не самые приятные для людей, и дошло уже до суда, но на подаче искового заявления стали появляться опровержения и всяческие старания «замять» этот вопрос. На основании этого я с уверенностью могу сказать: как только вы даете понять клевещущим, что есть угроза судебного разбирательства – все странным образом начинает проясняться, и все «белые и пушистые».

Действительно, в судебной практике есть даже закон о клевете, который регулируется Уголовным кодексом. В порядке частного обвинения вы можете обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 129 УК РФ. Если ситуация зашла слишком далеко, то, как уже говорила Алеся, стоит действительно пойти на крайние меры и привлечь обидчика к такого рода ответственности.
Но сейчас СМИ – это не только печатные издания, или теле- и радиовещание, это еще и Интернет. И тут борьба с клеветой уже более сложна. В Интернете есть ряд ресурсов, на которых можно разместить жалобу или клевету. Попасть на эти сайты очень легко, к примеру, если вы поссорились с бывшей подругой, с бывшим сотрудником, с соседом, с конкурентом, не поделили место на парковке, в общем, с любым неадекватным человеком. И этот неадекватный человек, пройдя простейшую форму регистрации, может анонимно опубликовать про вас абсолютно любую информацию, в том числе клевету и оскорбления. Считаете, что это безобидные ресурсы? Как бы не так, большинство крупных компаний проверяют информацию о работниках и кандидатах в поисковых системах, понятное дело, что они не будут разбираться в причинах, увидев порочащую вашу честь информацию и просто выберут другого кандидата.

Руководитель пресс-отдела ООО «Добрый День» Артем Войский:

«По нашему мнению, самым действенным методом в борьбе с «грязью» в СМИ – это все-таки суд. Да это очень энерго- и материальнозатратно, но это очень действенный способ достичь своей цели – правды. Также очень действенны интервью с опровергающими заявлениями, но тут есть риск оказаться в ситуации, что вы оправдываетесь. Так называемое «выяснение отношений» с редакторами, руководителями по телефону, переписке также вряд ли приведут к желаемому результату. Сложнее вопрос стоит с глобальной сетью. Сейчас очень легко, пройдя элементарную регистрацию, получить доступ на сайт, где ты можешь без труда разместить свое «мнение». Тут пока однозначного способа нет; были и письма, и юридические разбирательства, но, максимум, эти сайты закрывались на время, а потом тут же открывались новые».

Действительно стоит задуматься пресс-службам, PR-отделам о том, как бороться с клеветой в глобальном масштабе. Ведь зачастую люди, пишущие разного рода посты, комментарии, письма и прочее, сидят под определенными никами, и вычислить их очень сложно. Можно прийти в Интернет-кафе и, сделав свое дело, удалиться.
Если вы только начали карьеру, а вас оклеветали, к тому же поставив под удар интересы фирмы – вести себя надо прямо противоположным образом. Главное – не молчать.

«Используйте клеветнические заявления как еще один повод для самопрезентации. Как только «доброжелатели» принесут вам сплетню на хвосте, перескажите ее во всеуслышание. «Представляете, кто-то обвиняет меня в шпионаже в пользу конкурирующей фирмы. Будь я шпионом, я бы им такое передал, что они бы меня озолотили и отправили жить куда-нибудь на Багамы». В самозащите важны нюансы: не надо оправдываться – иначе вы сами будете распространять о себе порочащую информацию. Объектом вашей ответной речи должны быть не вы, а сплетня. Надо показать ее абсурдность. Сделать это нетрудно: самая громкая клевета одновременно и самая невероятная, в ней концы не сходятся с концами. Если бы тот же Романов открыто выступил по телевидению, если бы свои комментарии дали хранители Эрмитажа, возможно, клевету про свадьбу и сервиз удалось бы задушить на корню.
Еще одни способ защиты – сразу же приступить к обсуждению вопроса «кому выгодно вас оклеветать?». Вовлеките в дискуссию широкую общественность. Враг должен, по крайней мере, понять, что вы нисколько не испугались».

руководитель cлужбы по работе с общественностью Екатерина Волкова «РосКонсалт Екатеринбург»

«Клеветников можно обезоружить и другим образом – сделав свою жизнь абсолютно прозрачной для общественности. Это в первую очередь касается политиков и других публичных деятелей. Клевета расцветает там, где мало информации и поэтому окружающие готовы поверить любой небылице. Если же про семью, домашний уклад, родственников того или иного лидера все известно, клеветать на него станет как-то неинтересно».

специалист пресс-службы «DoorsGroup» Анастасия Селиверстова

«Если вас оклеветали прилюдно, у вас есть всего несколько секунд, чтобы предпринять ответный ход. Можно обидеться и автоматически стать жертвой ситуации. Тогда вы попадете в плен своих эмоций, потеряете контроль над ситуацией и дадите недругам возможность сделать из вас козла отпущения. Если же сохранить спокойствие и на время спрятать обиду, то есть шанс ситуацию изменить. Используйте общеизвестный принцип «лучшая защита – нападение». Можно занять агрессивную позицию и высказать клеветнику лавину встречных обвинений. Вам кинули в лицо, что вы украли миллион, – обвините обидчика в краже десяти миллионов. Пусть он оправдывается. Если обращать все аргументы клеветника против него самого и придираться к словам, то, в конце концов, противник окончательно запутается и разговор уйдет далеко в сторону от первоначальной темы».

руководитель компании «Face2Face» Руслан Якушев

Если же вы хотите всерьез разобраться с недругами, надо вступить с ними в переговоры, выяснить, какая причина побудила их распускать о вас клевету, и по возможности эти причины устранить. Высший пилотаж – превратить клеветника в своего партнера. Чем выше, тем больнее. Радикального средства от клеветы нет. Оболгать можно само совершенство: даже Христос, как помним, принял смерть по навету. Злые языки вывернут наизнанку любую добродетель: бережливого обвинят в скупости, щедрого – в расточительстве, искреннего – в глупости, сдержанного – в угрюмости, уверенного – в высокомерии, твердого – в жестокости, веселого – в легкомыслии.