Идеи живут вокруг нас

Новый российский портал безвозмездно, то есть даром, предлагает бизнес-идеи

Число желающих открыть свое дело в России сократилось за прошедший год вдвое. Это данные «Глобального мониторинга предпринимательства», в котором с 2005-го принимает участие 69 стран. Россия из них по уровню предпринимательской активности на последнем месте. Что интересно, число желающих заниматься бизнесом сокращается в основном за счет студенчества: еще два-три года назад эта прослойка воспринимала предпринимательство как реальную возможность приложения своих знаний и усилий. Сейчас молодежь хочет быть чиновниками, работать в госкорпорациях. Заметна и тенденция перехода от бизнеса к работе по найму.

И, как мы уже писали, реальность отражает настроения: в России основным работодателем остается государство, число рабочих мест в госсекторе только продолжает расти. Растут и зарплаты в нем. Это заставляет частные компании увеличивать расходы на персонал. Что отнюдь не ведет к росту производительности, и даже наоборот – замедляет его.

Среди причин уходящие с рынка предприниматели чаще всего называют «нерентабельность бизнеса» и «трудность доступа к финансированию». Многие «бывшие» предприниматели признают, что трудоустройство по найму дает им большую стабильность и материальную удовлетворенность.

Итак, куда идет этот поезд, кто и что способно его ускорить?

  1. Бизнес-идея и бизнес-план

  2. Воля + знания

  3. Инвестиции, собственные или венчурные

Собрав на портале неплохое количество информации по всем трем пунктам, авторы www.bizidei.ru создали ресурс, где представители оптимистичной части населения могут черпать как стартовую информацию – идеи и описание перспективных рыночных ниш, так и некоторую полезную правовую и аналитическую бизнес-информацию, а также устанавливать контакты с потенциальными партнерами и людьми, готовыми делиться опытом ведения малого бизнеса. Что важно, контингент пользователей – не только и не столько жители столицы и крупнейших городов, но и представители российской провинции.

Сначала о самом портале – как о бизнес-проекте

Сесть на конек стимулирования бизнес-активности сегодня оказывается самостоятельным и, при правильном подходе, доходным бизнесом.

Создается впечатление, что основной автор текстов портала – практик, человек, приложивший свои усилия не в одном малом бизнес-проекте, добившийся каких-то успехов и набивший какие-то шишки. Он примерно представляет, что нужно начинающему предпринимателю, поэтому набор разделов не содержит почти ничего лишнего.

Пожалуй, самым полезным из них является «Каталог франшиз». Структурированный по сферам деятельности (заведения питания, одежда и обувь, услуги населению, спорт и др.) и возможным объемам инвестиций, он выдает от 1 до 5 предложений о приобретении франшизы уже раскрученныхбизнес-проектов. Для тех, кто сегодня имеет средства и готов инвестировать от 150 тыс. до 5 млн. руб. в «проверенный» бизнес, путь на рынок, в общем-то, открыт.

Судя по «Бизнес-форму» портала, пользователи только начинают «подтягиваться» и пока большее число запросов на советы и помощь остаются без внятных ответов. Наиболее активные и многочисленные пользователи портала – стартаперы, которые в основном открывают традиционные бизнесы (курьерская служба, автокофейня, интернет-магазины, продуктовые бизнесы и т. п.). Самая популярная тема – «с чего начать», где фигурируют такие темы, как «чем бы заняться, вот в чем вопрос?», «голова кругом, что выбрать?» и «стоит ли себя обманывать?». Анализ сообщений показывает, что, находясь в поиске идей, многие действительно откладывают решительные действия, а определившись с идеей, сталкиваются с массой сложностей уже на этапе регистрации и знакомства с контролирующими органами. Большой бедой является и трудность заранее оценить и просчитать объем вложений и, как результат, − потраченные средства, «невыгоревшее» дело, пессимизм. Портал дает возможность составить представление о ситуации в провинции: активных людей, имеющих небольшой стартовый капитал и желающих вложить его в дело, в российских городах достаточно. Но… составляя бизнес-планы, такие люди часто видят, а правильнее сказать − не видят возможности получения достойных доходов от вложения в уже известные виды и форматы бизнесов.

Информация разделов «Продажа готовых бизнесов», «Продажа оборудования для бизнеса», «Продажа франшиз», а также большое количество предложений от рекламодателей – от игроков валютного рынка до реальных производственных и торговых предприятий – сделали портал жизнеспособным коммерческим проектом. При этом важно отметить, что портал посвящен традиционным видам бизнеса, инновационные бизнес-идеии венчурные инвестиции искать стоит в других местах.

Где деньги лежат?

Парикмахерские, кондитерские, розничные магазины, уже известные виды бизнес-проектов в сети и т. п. Описание и советы по открытию подобных проектов на сайте представлены, скорее умозрительные, по типу «я думаю, что для того, чтобы открыть парикмахерскую…». Скажем прямо, почерпнуть реально полезные сведения о том, как, например, создать бизнес в сфере грузоперевозок, здесь не получится. Роль опубликованных материалов по технологии создания подобных высококонкурентных неинновационных бизнесов на практике оказывается иная: пользователи, обдумывающие перспективу открытия тех или иных видов бизнеса, активно критикуют идеи автора, делятся своим опытом и дают советы друг другу. Например, на крик души о помощи в открытии эконом-парикмахерской на 1−2 рабочих места, можно получить ответ реального представителя рынка: «Не тратьте время – эконом-класс из 2-х кресел не бывает, уже не раз обсуждали. Вы даже аренду не отобьете, для эконома норма 5−7 кресел для окупаемости». Общение в комментариях куда более активное, чем в форуме, и именно здесь встречаются те, кто готов сдать в аренду готовое помещение под парикмахерскую и кто по доброте душевной делится вполне конкретной информацией (с цифрами, фактами, указаниями инстанций) и своим успешным опытом ведения подобного бизнеса.

Так что тексты на портале, именуемые «бизнес-планами»– это, скорее, точки отсчета для привлечения внимания людей, которые серьезно обдумывают или уже начали тот или иной бизнес.

На чем предлагают зарабатывать авторы bizidei?

Подход такой – любая возможная идея описывается с оптимистической точки зрения ее воплощения в России. Так, в качестве реальной возможности рассматривается идея открытия швейного бизнеса. Что ж, желающие действительно могут попытаться составить конкуренцию Китаю и Бангладеш. А может, следует получше изучить список банка идей. Благо, их здесь сотни.

Для определившегося «портрета пользователя» вряд ли актуальны идеи серьезных производственных проектов (производство тротуарной плитки, частная пивоварня и т. п.). А вот к небольшим нишевым проектам можно присмотреться. Например, изготовление крафт-мешков, применяющихся для хранения стройматериалов, химических материалов и пищевых продуктов. Полезная информация, которую здесь можно почерпнуть – это то, что рынок является ненасыщенным, а производственная площадь для данного дела требуется небольшая. Насколько небольшая, и маркетинговая информация о рынке в конкретных цифрах отсутствуют. Опять же, как мы уже определились, к каталогу идей на данном сайте стоит относиться именно как к каталогу идей. Выбирать то, к чему «душа лежит» и в чем вы со своими знаниями и способностями смогли бы разобраться, и уже самостоятельно анализировать рынок и вести расчеты. Ценность подобного «собрания сочинений», в котором не отвергается ни одна идея, именно в том, что оно дает полное представление о том, что происходит в несырьевом секторе экономики страны, представленном не крупными акулами бизнеса, а героическими предпринимателями-одиночками, из последних сил поднимающими на ноги сектор малого бизнеса. Сервисы «муж на час», частная коптильня, частная художественная школа, изготовление и доставка диетического питания, фотобанки, файлообменники и другие идеи проектов в сети, изготовление одежды для домашних питомцев, стеклообработка, досуговые и спортивные центры, бизнес по утеплению окон, прокат квадроциклов, бизнесы по прокату различного инвентаря и оборудования и др. В этих обзорах можно найти советы о том, как лучше продвигать и где рекламировать свои услуги, списки необходимого оборудования ипримерные объемы инвестиций.

Справедливости ради стоит отметить, что есть ряд обзоров, где помимо описания бизнес идеи и ее рыночной актуальности, анализируются также подводные камни и объективные причины, по которым бизнес-идея может оказаться сложным в реализации проектом. Так, в «бизнес-плане» магазина женского белья указывается на то, какой сложной в реальности является задача подбора торгового помещения. Логично сделать вывод, что для любого бизнес-проекта, собственного или франчайзингового, связанного с розничной торговлей, ключевым вопросом является именно возможность арендовать качественную торговую площадь.

Бизнес без инвестиций?

Искусство начать бизнес практически без денег и сделать его успешным даже получило отдельное название − bootstrapping.

Мысль о том, как начать бизнес с минимальными вложениями, − одна из тех, что беспрестанно вертится в уме предпринимателя «на старте». Специально для них авторы bizidei.ru сделали подборку мнений о том, что на самом деле является стартовым капиталом на начальном этапе бизнес-проекта.

«Начинайте bootstrapping, смелее, вперед! Гараж вместо офиса, чутье, изворотливость, быстрые мозги, самодисциплина и креативность», − прямой намек на то, что определенной суммы денег будет недостаточно. Лучше обойтись без нее, устроив офис в гараже. Но вот без быстрого ума и самодисциплины вряд ли получится развить бизнес.

Вице-президент Московского клуба предпринимателей Людмила Лунькова: «Ни один инвестор не даст деньги просто так. Он их даст, если поймет, например, что у этого человека есть отличная идея, грамотный бизнес-план и воля на то, чтобы все это реализовать. А идея + бизнес-план + воля − это, извините, уже не нуль. Мало того, человека, обладающего всеми тремя составляющими, найти гораздо труднее, чем найти человека с деньгами, ищущего возможность эти деньги вложить в дело».

Владимир Масорин, владелец группы компаний «Стелс»: «Я не согласен с утверждением, что наличие Интернета, высоких технологий и условности расстояний и времени серьезно повышает чьи-то шансы начать собственный бизнес без копейки денег. Скорее, речь идет о наличии в головах некоторых индивидуумов и новой для России практики лизинга».

Владелец холдинга Global Edge Михаил Лифшиц: «XXI век будет веком услуг, консалтинга и сервиса. Думаю, что начинающим предпринимателям с минимальным начальным капиталом надо делать ставку на свой интеллектуальный капитал и четко выбирать свою нишу в сфере услуг».