Образование и кругозор помощника руководителя

Хороший помощник умеет многое. Какое бы образование ни было основным у опоры главы организации  (например, «документоведение и документационное обеспечение управления», но бывает, и никакое), совершенство такого сотрудника предела не имеет. Весьма отличные области наполнены знаниями, способными значительно повысить компетентность подручного руководителя: администраторское дело, делопроизводство, трудовые отношения, руководство людьми, деятельность организации. От представителей профессии требуется, например, и отличное знание делового этикета.

Некоторые говорят и о необходимости наличия у помощника руководителя специфических знаний. «Большинство руководителей – мужчины, а большинство помощников – женщины, – констатируют в одном из ведущих центров повышения квалификации ассистентов. – Для любой мало-мальски здравомыслящей женщины, а среди помощников глупых, недалеких женщин, как правило, не встречается, равно как  и некрасивых,  рассказ про то, как устроен этот самый мужчина в разрезе, описание устройства тигра, это, ну мягко говоря, золотое дно. И мотивирует их к большему.  Они начинают понимать, что могут работать с другими руководителями, жить с другими мужчинами, или жить с теми же, но совершенно по-другому, в новом качестве, то есть это имеет глубокий человеческий жизненный смысл».

Разные ситуации потребуют от помощника различных знаний. Так, ассистенту,  помышляющему предоставить свои услуги руководителю компании, оперирующей на международном уровне, следует владеть, как минимум, английским языком, а акцент на работе в определенной области поставит вопрос о повышении соответствующей компетенции (к примеру, PR). В США большинство помощников в юридических и фармацевтических компаниях обязаны пройти специальное обучение, в результате которого они осваивают язык своей отрасли.

Настоящее время дает возможность посетить множество специализированных курсов – как для повышения квалификации помощника руководителя, так и для получения базовых знаний соискателя этой должности. Эти курсы различаются сроками обучения, акцентами, а также, разумеется, профессионализмом учителей и стоимостью занятий. Помимо обучения, например, управлению проектами, работе с программным обеспечением и базами данных, на таких курсах целью может ставиться привитие навыков общения, лидерства, тайм-менеджмента, практической психологии.

Классической базой помощника главы организации может стать высшее образование по программе «документационного обеспечения управления». Соответствующий диплом государственного образца можно получить в нескольких десятках российских вузов. Несмотря на это, значительно облегчить работу ассистента или стать преимуществом кандидата на эту должность может диплом, связанный со сферой деятельности компании.

«Вам внушили ложное убеждение. Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован, – уверяет во вступлении к своей книге «Миллионер без диплома» бизнес-публицист Майкл Эллсберг. – Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением навыков, полезных в реальной жизни, и работать над выработкой таких качеств и навыков, которые позволят вам значительно опередить дипломированных отличников». В давнем споре между сторонниками «практического» и «академического» типов интеллекта, «уличных университетов и книжных знаний» Эллсберг занимает сторону первых: «Если желаете лично убедиться в том, сколь мало значит диплом о высшем образовании, просто разместите объявление о приеме на низкооплачиваемую работу».

Как и большинство критиков классического высшего образования от бизнеса, полагающих, что таковое пригодно лишь для тех, кто намерен заняться преподаванием или наукой, Эллсберг отвергает роль университетов в построении успешной карьеры: «Вы можете развить эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, с восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей. Но не стоит думать, что, сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство с гарантией занятости на ближайшие сорок лет».

Вознамерившись прервать учебу в университете и организовать очередной бизнес, участник рейтинга «Десять выдающихся молодых американцев» Кэмерон Джонсон, еще в возрасте 12 лет сумевший самостоятельно заработать десятки тысяч долларов на перепродаже игрушек, заявил родителям: «В бизнесе полно успешных людей, которым не нужно было тратить четыре года жизни, чтобы освоить свое дело. Если я продолжу обучение, это будет означать только то, что я выйду на поле лишь спустя четыре года, тогда как сделав это сейчас, я получу преимущество. Четыре года за партой –  это четыре года вне бизнеса. В эру Интернета все меняется за считанные минуты, и те, кто остался учиться в университете, значительно отстанут от меня». Кэмерон полагал, что и без того получал нужно ему образование, «то, которое дает реальный жизненный опыт. Пусть я не сижу в аудитории, но я учусь быстрее, чем мои друзья в колледже, потому что то, что они изучают по учебникам, я узнаю из практики».

Сторонники такого – практического – образования способны поставить отрыв от действительности в вину даже Гарвардской школе бизнеса – родоначальнику метода кейсов (англ. – сase study), состоящего в разборе реальных ситуаций. Во главу угла здесь ставится так называемый «практический интеллект», проявляемый при решении конкретных возникающих в жизни человека задач.

Публицист Малкольм Гладуэлл, премированный Американской социологической ассоциацией, взялся сопоставить карьеры двух умников – обладателя одного из высочайших коэффициентов интеллекта Криса Лангана и отца американской атомной бомбы Роберта Оппенгеймера. Согласно Гладуэллу, главная разница между этими людьми состоит в том, что Оппенгеймер обладал развитым практическим интеллектом, позволявшим ему правильно вести себя с людьми, от которых зависел его успех. Между тем у Лангана проявления этого качества наблюдать нельзя, так что он «не может похвастаться ничем, кроме многочисленных попыток опубликовать свои изыскания». По мысли Гладуэлла, после появления у человека определенных логических навыков и минимально приемлемого уровня эрудированности за успешность становятся ответственны такие его качества как креативность, практический и социальный интеллекты.

Достаточно близко к нужным ему практическим знаниям сотрудника дает подвести механизм внутреннего наставничества – бизнес-процесса передачи опыта между сотрудниками. Преимущества в повышении квалификации за счет более опытного коллеги очевидны. Однако наставника человек может отыскать и вне своей организации – по собственной инициативе.

Поборник «университетов улиц» Майкл Эллсберг описывает, как нашел своего гуру: «Впервые я услышал о нем от приятеля, присоединившегося к его программе дистанционного обучения. Товарищ дал мне послушать несколько аудиоуроков, посвященных прямым продажам. Спустя некоторое время, прослушав этот курс лекций, я стал зарабатывать больше, занимаясь написанием рекламных текстов в сфере прямых продаж для разных клиентов.

Часто мне удавалось получить тысячу долларов всего за несколько часов работы. Клиенты были довольны и возвращались ко мне, а все благодаря тому, что техника создания сообщений, которой я научился, отлично работала и приносила клиентам прибыль. Я понял, что должен с ним встретиться».

Когда 29-летний Эллсберг узнал о семинаре стоимостью 2500 долларов с участием своего будущего учителя, он не стал мешкать: «Знакомство с толковым наставником способно навсегда изменить твою жизнь. Разве игра не стоит свеч?» «Я знал, что у меня нет никаких шансов лично пообщаться с ним, пока он стоит на сцене перед аудиторией из двухсот человек, – рассказывает Эллсберг. – Но целых два дня занятий, посвященных личностному росту, в составе примерно тридцати человек, где он будет одним из слушателей наравне с нами, – это совсем другое дело... Пусть мой путь и не самый короткий, но один хороший наставник вполне может изменить направление всей вашей жизни».

Источником знаний и умений ассистента должен быть и его руководитель. В том случае, если глава организации занимает свое место по праву, своими действиями он способен продемонстрировать логику и принципы постановки и решения задач, ведения деловых переговоров, разрешения конфликтов. Такое наглядное обучение обладает особой ценностью для людей, рассматривающих должность помощника как промежуточную. В этом ракурсе такая работа, требуя многих знаний из разных сфер, сама выступает отличной школой.

Многие знания и навыки помощник руководителя способен приобрести самостоятельно, поставив себе такую цель. Едва ли грамматика и орфография русского языка или же скоростная машинопись потребуют для овладения посещения специальных курсов.

Потребность в освоении последних достижений производителей офисной техники и программного обеспечения делает обучение помощника руководителя непреходящей надобностью. Широта круга обязанностей такого специалиста определяет его обучение и самообразование как неизменно актуальный и плодотворный процесс.

Предположительно – мне сложно судить: «Школа помощника руководителя при Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов».