Люди, которые любят видеоигры, ненавидят Бобби Котика

Фигура Бобби Котика по-разному оценивается компьютерными игроками, разработчиками игр и представителями прессы. Он давно славится скандальными высказываниями в адрес разработчиков и конкурентов, не скрывает тот факт, что сам не любит видеоигры, а его действия направлены на извлечение максимальной прибыли из интеллектуальной собственности в течение минимального промежутка времени. Тем не менее, стоит признать в нем весьма эффективного управляющего, который превратил разрушающуюся компанию по разработке игр для приставок Activision в одного из ведущих игровых издателей.

Котик пришел в Activision в 1991 году, когда компания была на грани разрухи и банкротства. Выкупив долги компании и продав часть акций кредиторам, Бобби стал ее гендиректором в 22 года. Дальше бизнесмен обратил свое внимание на Electronic Arts. С одной стороны, ЕА создавала компьютерные игры, которые всеми воспринимались как настоящее искусство, с другой стороны, для Котика это была компания-конкурент, которая стала постоянным объектом обрушительной критики. В девяностых, когда над играми работала пара человек, имена разработчиков зачастую печатались на коробках с играми. Но вскоре Electronic Arts стала создавать студии, лишая разработчиков собственного имени. Поэтому Activision решила действовать от обратного, и ее главным лозунгом было: «EA превращает производство игр в конвейер − мы же сохраним ваше творческое лицо».

Он перенес Activision в Лос-Анджелес и оставил ей только имя и восемь из 150 сотрудников1.

Дальше шла покупка новых студий, разработка новых игр и наращивание капитала. В 1999-м состоялся релиз Tony Hawk’s Pro Skater − прорывной по тем временам игры, где нужно было выполнять разные трюки на скейтборде. С 1997 по 2003 год он купил девять студий, которые обеспечил инвестициями, сохранив им имена и офисы. Далее Activision с привлечением «беженцев» из EA, делавших Medal of Honor, занимается разработкой игры о Второй мировой войне Call of Duty. Как руководитель он сумел грамотно найти и использовать чужие, нужные компании таланты.

В последующие годы Activision будет приносить огромные деньги издателю, но с финансовым взлетом компания получила внутрь себя и фатальный недостаток: эффективный менеджер на волне успеха стал ощущать себя публичной персоной, поставив себе задачу делать громкие и скандальные заявления, играть на чувствах обывателей. Так, в 2009 году происходят события, которые сильно встряхнули игровую индустрию. После успеха Modern Warfare 2 разработчики Infinity Ward Винс Зампелла (Vince Zampella) и Джейсон Уэст (Jason West), потребовали причитающуюся им премию за игру. Тогда Котик лично приехал в их офис и просто уволил директоров. Котик заявил, что они поступили неэтично, предали его и вообще залуживают тюрьмы: «Вы обнаруживаете, что два топ-менеджера планируют нарушить контракты, при этом сохранив деньги, которые вы им дали, и украсть у вас 40 работников. Что вы делаете? Вы их увольняете!». Вест и Зампелла подали в суд на издателя, потребовав 150 тысяч долларов. Как и ожидалось, через пару месяцев из Infinity Ward ушло еще некоторое количество разработчиков − они присоединились к своим боссам и создали новую студию под крылом EA − Respawn Entertainment. Activision этого так не оставила и подала в суд уже на EA, якобы за саботирование разработки Modern Warfare 3, и потребовала 400 миллионов долларов. Тим Шафер, ушедший из Activision к EA геймдизайнер, прокомментировал ситуацию следующим образом: «Злиться на Activision за такие вещи − это то же самое, что злиться на обезьяну, которая бросается своими фекалиями».

Продолжая словесную войну, в 2010 году Бобби Котик дает интервью журналу Edge, где он вновь критикует ЕА в том, что та подавляет индивидуальность разработчиков: «Главный принцип, которым мы руководствуемся в управлении компанией, расходится с тем, что делает EA. Они покупают разработчика и те становятся «EA Florida», «EA Vancouver», «EA New Jersey», и все такое. Мы же в разработчиках ценим их собственную культуру, независимый взгляд, и вот что делает их столь успешными. У нас нет студий «Activision такая-то. Вместо этого есть Treyarch, InfinityWard, Sledgehammer». Тогда же Котик решил выразить свою «любовь» к своим подчиненным, сказав несколько слов о случившемся накануне инциденте: «Мы работаем по законам бизнеса. Если мы не можем заменить двадцать пять человек, то это показывает нас не с лучшей стороны. В InfinityWard до сих пор работает или шестьдесят, или семьдесят талантливых людей, которым мы можем доверять. Они не должны страдать из-за действий парочки плохих парней», – сообщил Бобби Котик прессе, подразумевая под «плохими парнями» бывших разработчиков из Infinity Ward. Но остается вопрос: как себя чувствуют оставшиеся на местах сотрудники студии? Насколько они могут быть преданы лично Бобби Котику? Последнего, впрочем, это не сильно волнует. Как выразился CEO EA Джон Ричителло: «Отношение Котика к талантливым сотрудникам хорошо задокументировано в судебных тяжбах».

Бобби Котик может задираться и с другими бизнес-игроками. Например, в 2010 году он заявил, что компания может прекратить поддержку PlayStation 3, если Sony не сбросит цену на консоль. В интервью TheTimes Котик отметил, что Sony следует это сделать, так как в противном случае это отразится на сопутствующих продажах игр. «Будучи реалистами, мы можем прекратить поддержку консолей Sony в 2010-м или 2011-м году. Дело в том, что игры, выпущенные на Xbox 360, отбивают быстрее расходы на них и приносят больше денег, чем на PlayStation 3». В Sony не восприняли эту новость серьезно и воздержались от комментариев2. Котик также на протяжении нескольких лет пытался убедить британское правительство отметить вклад Activision за крупные пополнения в бюджет страны и предоставить компании налоговые стимулы, применяемые Канадой и Сингапуром3.

Тем не менее, инвесторы и бизнес-сообщество любят Котика и, вероятно, не обращают внимания на его словесные выпады. Стоит признать, что он неуклонно строит политику Acti, наделяя независимостью разработчиков и студии, позиционирует их гибкость и самоконтроль в том, как и какие продукты выпускать4. Хотя частично это полностью отражает бизнес-стратегию, сосредоточенной на развивающейся интеллектуальной собственности, которая может быть, по словам Котика, «эксплуатироваться» в течение длительного периода.5 В 2008 Котик спроектировал слияние Activision Blizzard, хотя во многом благодаря своим тщеславным побуждениям. Ведь игру для приставки можно было продать всего один раз за 40-60$, и больше дивиденды поступать не будут. Иное дело онлайновые игры, в которых игроки платят абонентскую плату, обычно около $15 в месяц, что гарантирует постоянный источник доходов. После слияния акционеры одобрили Котика как генерального директора объединенной компании, и у него появилась прибыльная категория многопользовательских онлайн-игр. Более того, Бобби Котик назначен новым директором компании CocaCola в 2012 году. Несмотря на новую должность, Котик останется и у руля Activision.Таким образом, по данным Forbes сегодня Роберт Котик является одним из самых высокооплачиваемых руководителей США.

1http://www.nytimes.com/2012/12/16/business/bobby-kotick-of-activision-drawing-praise-and-wrath.html?pagewanted=all&_r=0

 

2https://login.thetimes.co.uk/?gotoUrl=http%3A%2F%2Fwww.thetimes.co.uk%2Ftto%2Fbusiness%2Findustries%2Fmedia%2F

 

3http://www.ft.com/intl/cms/s/6e111258-83de-11df-ba07-00144feabdc0,Authorised=false.html?_i_location=http%3A%2F%2Fwww.ft.com%2Fcms%2Fs%2F0%2F6e111258-83de-11df-ba07-00144feabdc0.html&_i_referer=http%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FRobert_Kotick#axzz2UdFkKTvX

 

4http://kotaku.com/5559201/a-delightful-chat-with-the-most-hated-man-in-video-games

 

http://arstechnica.com/gaming/2008/11/activision-if-we-cant-run-a-game-into-the-ground-we-dont-want-it/