Заказ сайтов: что важно знать?

Совершенно недавно в Москве прошла конференция веб-разработчиков, именуемая «Сайт−2012». На ней рассматривались актуальные вопросы, связанные с разработкой сайтов, современным рынком ресурсов, рекламных технологий и маркетинга. Организаторами данного мероприятия выступила компания «Ашманов и партнеры», всем известная компания «1C-Битрикс», а также NetCat и Российская ассоциация электронных коммуникаций. На данный момент эта конференция является крупнейшей на просторах России, и является хорошим предлогом для общения заказчиков и веб-разработчиков.

Первая секция была посвящена такому животрепещущему вопросу, как последняя информация о мировом рынке разработчиков и, в частности, о рынке России. Первым докладчиком в этом вопросе была Анна Свердлова, на настоящий момент являющаяся управляющим директором в компании Actis Wunderman.

В своем докладе Анна пыталась охватить весь современный рынок веб-разработки и всего, что с ней связано. Когда-то ее компания одной из первых взялась прокладывать дорогу в мире интернет-технологий.

Упрощение дизайна сайтов и активное использование инфографики

Докладчица довольно четко выделила главные тенденции развития рынка. Начнем с того, что на сегодняшний день все идет к упрощению, так как пользователь сам требует упрощенного вида подачи информации. Поскольку идет век мобильных технологий, сайты стараются сделать как можно более ориентированными к пользователям, а значит, к их устройствам.

Пользователь не желает долго искать информацию, идет тотальная экономия времени за счет неглубокой вложенности и упрощенности путей доступа. В качестве упрощения доступа активно используется графика. Также появились новые меню практически на всех сайтах, завязанные на скроллинге (прокрутка колеса мышки).

Несмотря на то, что тенденции к упрощению идут главными, дизайн сайтов тоже претерпел множество изменений. Начнем с того, что появилась склонность к укрупнению рисунков, большую роль стала играть то, насколько проработана иконка. Также стали популярны так называемые одностраничные сайты, добавлена дозагрузка страниц и «резиновость» страниц.

Модные технологии

Не обошла стороной Анна и технологии, которые используют современные разработчики. Среди них можно выделить такие как jQuery, QR-код в качестве ориентированности на мобильные устройства, замена Flash HTML5, сжатие видео без потери качества, css3, ajax. Докладчица продемонстрировала множество примеров, среди которых было множество иностранных сайтов. К примеру, была затронута тема трехмерности, основанной на CSS и jQuery.

Кто делает сайты

Следующим за Анной выступал Андрей Коновалов, руководитель службы исследований CMS Magazine. В своем докладе он обратил внимание на то, как изменился заказчик в современных условиях рынка. Докладчик представил множество таблиц и диаграмм, которые полностью показывают, где современный заказчик предпочитает искать исполнителей для своего проекта.

К примеру, пятьдесят процентов заказчиков имеют склонность доверять в этом вопросе друзьям, знакомым. Тридцать процентов аудитории пытаются сделать свой выбор на тендерной основе. Четверть заказчиков ищут исполнителя через поисковые системы, еще двадцать пять процентов используют ссылки с готовых проектов. Двадцать два процента заказчиков посещают сайты фрилансеров, и только два процента посещают различные конференции, чтобы выбрать исполнителя для своего заказа.

Статистика получилась довольно наглядная, однако, если разбивать по такому критерию, как стоимость услуг, образуется совершенно иная картина. Заказчики, готовые платить более трехсот тысяч, ищут себе исполнителей по фрилансерским сайтам и ссылкам готовых проектов. Те, кто готов платить от трехсот до сотни тысяч, ищет на тендерной основе и по ссылкам сайтов. А те, у кого довольно маленькие суммы, предпочитают выбирать тщательнее и используют своих знакомых и друзей.

Важность портфолио при выборе исполнителя

Была представлена также статистика условий, важных при выборе исполнителя. Чуть больше шестидесяти четырех процентов указывают, что им важна не дешевизна, а то, насколько бюджет соответствует возможностям самого разработчика. Около пятидесяти восьми процентов сказали, что им важны примеры работ, а тридцать пять процентов отметили, что им необходимо качество.

Двадцать девять процентов отметили, что уровень сервиса клиентов им более важен, чем все остальное. Двадцать процентов утверждают, что нужны заказчики из этой же отрасли, а шестнадцать процентов закажут свою работу у исполнителя, работавшего с крупными заказчиками.

Докладчик также наглядно показал, кто на данный момент заправляет рынков сайтопроизводства. Согласно его докладу, около шестидесяти процентов сегмента рынка занимают индивидуалисты и мелкие студии. Это обосновано тем, что ручной труд до сих пор ценится намного больше. Как ни странно, но средние и довольно крупные компании выполняют намного меньшую долю заказов.

Если провести такое же разделение по оплате, как это было сделано раньше, то получится, что заказчики, которые обладают наиболее емким бюджетом, заказывают работу у средних компаний. Однако целых восемь процентов крупных заказчиков отдают свое предпочтение вольным разработчикам.

Как заказчики предпочитают работать с фрилансерами

Андрей представил также статистику тех, кто относится к таким фрилансерам. Больше восьмидесяти четырех процентов предпочитают выбирать заказчика из своего региона, и только пятнадцать процентов могут жить в России или в других странах. Поэтому жалобы многих разработчиков насчет демпинга цен не обоснованы, ибо всю картину портят сами местные разработчики.

Чем же обосновано столь явное предпочтение к местным исполнителям? Дело в том, что необходима такая сторона процесса, как подчинение и исполнительность. Региональных разработчиков контролировать намного сложнее, чем местных.

Важность договора при заключении сделки

Следующим параграфом была затронута такая животрепещущая тема, как оформление договоренности между заказчиком и веб-разработчиком. Многие из крупных заказчиков предпочитают довольно стандартный договор. Если говорить о процентах, то среди таких заказчиков двадцать семь процентов заказывают на сто тысяч, а пятнадцать процентов – от трехсот тысяч. Тенденция довольно интересная: почему заказчики с довольно крупными суммами предпочитают почти верить на слово исполнителям?

Развернутую форму договора предпочитают большое количество заказчиков. К примеру, в эти числа вошли примерно тридцать шесть процентов заказчиков, готовые заплатить до ста тысяч, и тридцать восемь процентов заказчиков – от трехсот тысяч и выше. Целых два процента выбирают совершенно иной способ договоренности, какой – остается загадкой.

Роль технического задания

В докладе была рассмотрена также политика компаний в отношении такого момента разработки, как техническое задание. И тут наблюдаются, честно говоря, довольно интересные тенденции.

Многие из крупных заказчиков, с бюджетом больше ста тысяч, предпочитают не составлять техническое задание. Если перевести все это в цифры и диаграммы, то получится, что двадцать шесть процентов заказчиков с суммой до ста тысяч и почти восемь процентов − с суммой от трехсот тысяч и выше.

Тем не менее, почти такое же количество опрошенных респондентов предпочитают составлять техническое задание. На диаграммах это было примерно восемь процентов заказчиков с суммой более трехсот тысяч и почти сорок процентов − с суммой примерно сто тысяч.

Среди бюджетных сайтов, техническое задание к которым составляли сами исполнители, таких всего двадцать восемь процентов. Количество крупных заказчиков, перекладывающих обязанность составления ТЗ на плечи исполнителей, довольно много – примерно двадцать пять процентов всех заказчиков от сотни до трехсот тысяч.

Не стоит забывать также о такой возможности, как поручить сделать техническое задание исполнителю, естественно, за деньги. Этим воспользовались примерно восемь процентов заказчиков с бюджетом до ста тысяч, и больше половины заказчиков более крупных, с бюджетом более трехсот тысяч.

Резиновый и нерезиновый бюджет

В самом конце всего вопроса Андрей затронул важную для всех заказчиков тему – насколько они вписались в бюджет? Сорок четыре процента респондентов ответили, что бюджет совпал полностью, как и планировалось. Почти тридцать шесть процентов призналось, что не уложились в бюджет, пришлось несколько переплатить. И только около семи процентов сказали, что существенно переплатили исполнителю.

Данная тенденция объясняется тем, что большинство исполнителей имеет свои установленные расценки на исполнение, и отталкиваются от бюджета заказчика. В результате никто не урезает и не увеличивает бюджет, студии и фрилансеры просто-напросто делают заказ ровно настолько, сколько заплатил заказчик. Почти никто из фрилансеров и студий не предлагает увеличить бюджет.

Опрошено было около полутораста респондентов, однако, как заметила первая докладчица Анна Свердлова, одного плаката все-таки не хватало – диаграммы того, насколько исполнители укладываются в сроки.