«Зеленые» стартапы

Экологические, или «зеленые», стартапы – это реализация нестандартным путем идей того, как можно сохранить экологию, получив еще при этом материальную выгоду. В бизнес-модели подобных проектов выигрывают все: власти экономят на переработке мусора, жители получают вознаграждения за экологичный образ жизни, а именитые спонсоры реализуют социальную ответственность. Настоящее экономическое чудо.

Recyclebank

Recyclebank задуман для того, чтобы побудить население каждый день думать об окружающей среде. Рон Гонен (Ron Gonen) пришел к идее создания Recyclebank, когда получал степень MBA семь лет назад. Поначалу Recyclebank помогала городам сэкономить на переработке мусора, взвешивая мусор, отданный на переработку жителями городов, и награждая их «баллами», которые можно потратить в местных магазинах и больших сетях вроде Staples и Olive Garden. Городские власти платят Recyclebank за каждую тонну мусора, которая не попадает на свалку, а маркетологи платят компании за рекламу на ее сайте. Далее Recyclebank стала расширять сеть участников, сотрудничая с городами, компаниями и автоперевозчиками, награждая домохозяйства не только за правильную утилизацию отходов, но и за повторное использование ненужных вещей, использование биотоплива. Домохозяйства, которые заработали в Recyclebank баллы, могут затем использовать их, делая покупки в компаниях-участниках программы. Компания сотрудничает более чем с 3000 локальными производителями и с сотней ведущих национальных брендов, таких как Kashi, Dove, Whole Foods Market The Coca-Cola Company, Nestle. Так Recyclebank, используя игровые приемы, баллы и награды поощряет потребителей за экологически дружественные действия.

Каждый год компания привлекает новые инвестиции, большинство которых идет на пополнение списка благих дел. Все больше дворов теперь оборудуется специальными мусорными бачками, оснащенных RFID чипами. Как только хозяин выбрасывает мусор в бак, чип определяет вес отходов, который переводится в баллы. Кроме того, каждый участник проекта может зарабатывать на экономии электричества, отвечать на тестовые вопросы по теме экологически чистых продуктов или получать баллы за приглашенных в проект друзей. Или, например, во время Олимпиады в Лондоне жители и гости столицы зарабатывали свои балы тем, что отказывались от своих автомобилей и путешествовали пешком, на велосипеде или автобусом.

Recyclebank удостоился в 2011 году звания лучшей организации в сфере эко-технологий по версии The Wall Street Journal и занял 37 место в списке 50 самых инновационных компаний 2012, согласно изданию Fast Company. Недавно Recyclebank получил 20 миллионов инвестиций от Waste Management, крупнейшей в США компании, занимающейся переработкой мусора.

Сегодня Recyclebank оперирует в 29 штатах США и в Великобритании и за последний год заработала около $9 миллионов дохода. Не так давно Рон Гонен передал свои полномочия Джонатану Хсу, бывшему руководителю фирмы «24/7 Real Media», занимающейся продажей рекламы в интернете. Хсу поставил перед компанией новые масштабные задачи – привлечь к участию в проекте 20 миллионов жителей Северной Америки, расширить штаб сотрудников и наладить новые партнерские отношения.

Terra Cycle

30-летний предприниматель Том Сзаки (Tom Szaky), предприниматель, окончивший Принстонский университет и являющийся основателем инновационной компании TerraCycle в Трентон (Нью-Джерси), заявляет, что такого понятия, как «мусор» не существует, даже окурки могут попасть на переработку. Начало бизнесу было положено в 2001 году, когда Том Сзаки заинтересовался утилизацией отходов студенческих столовых. Им был запущен «Червивый проект» («The Worm Project») – производство безвредных для окружающей среды удобрений из отходов с помощью красных калифорнийских червей. Затем в Канаде он начал волонтерскую программу по сбору сигаретных окурков и превращению их в пластмассу, которая в будущем может стать материалом для чего угодно, даже для пепельниц или, например, поддонов для транспортировки грузов. В то время как фильтры, сделанные из ацетата целлюлозы, перерабатывают в ингредиенты для изготовления широкого спектра промышленных пластмассовых изделий, бумагу и табак компостируют.

В программах TerraCycle по сбору окурков участвуют волонтеры. Они занимаются агитацией курящих собирать окурки и зарабатывают очки, которые можно использовать для получения различных подарков, либо обменять на деньги, либо применить в благотворительных целях. Так они делают два хороших дела одновременно – очищают свой родной населенный пункт и помогают тем, кто нуждается. Компания сама оплачивает пересылку. Подобный творческий подход компания TerraCycle применяет и к другим видам мусора, который, как правило, отправляется на свалку. Пакеты от сока, пластиковые бутылки, ручки, фантики, зубные щетки, компьютерные клавиатуры – все в поле зрения компании. Около 200 товарных позиций с логотипом TerraCycle продаются в Walmart, Target, Home Depot, OfficeMax, Petco и Whole Foods Market.

TerraCycle получила много наград за экологически ответственный бизнес от Inc. Magazine, Red Herring, The Home Depot, The Environmental Business Journal, The Social Venture Network, Zerofootprint и других. О пользе проекта красноречиво свидетельствуют цифры: одна пластмассовая пепельница из вторсырья избавит тротуары и свалки от 1−2 тысяч окурков, а один стул для сада – от 200 тысяч и более. В программах TerraCycle принимает участие около 35 млн. человек из 22 стран мира. Деятельность в десятках странах, десятилетие роста и миллионы тонн отходов, которые спасли от свалки, позволяют нам сказать, что коммерческая модель TerraCycle в целом хорошо послужила миру.

  1. https://www.recyclebank.com/about-us

  2. http://online.wsj.com/article/SB10001424052748703559604576176473635179098.html

  3. http://web.archive.org/web/20111020043733/http://www.greenbiz.com/blog/2011/10/17/if11-recyclebank-not-just-trash-cash

  4. http://www.terracycle.com/en-US/pages/about-us.html

  5. http://www.nytimes.com/2002/07/28/nyregion/up-front-worth-noting-garbage-in-garbage-out-a-princeton-success-story.html