Как мысль отражается в слове

Как мысль отражается в слове

«Я мыслю — значит существую», — говорил известный французский философ Рене Декарт. Действительно, где бы мы ни были, чем бы ни занимались, мы постоянно о чем-нибудь думаем, решаем какие-то задачи, проблемы, вспоминаем прошлые события или строим планы, иногда с кем-то спорим, иногда открываем для себя что-то новое… Все это наши мысли, которые мы облекаем в слова устно или письменно — в зависимости от ситуации. Ясная мысль — значит точное слово, и поиск нужного слова — это, по сути, поиск самой мысли. Иначе говоря, неточность изложения, речевые ошибки, как и ошибки на письме, возникают именно из-за неточности мысли. Когда пытаешься судить о том, в чем не очень-то разбираешься, то найти нужные слова не так легко, как кажется. Бывает, что слова словно опережают мысли, а на самом деле человек просто не думает о том, о чем говорит, и тогда фразы получаются неряшливыми, порой неуместными или смешными.

Существует такое понятие, как «чувство языка», или «языковая интуиция». Люди, интуитивно владеющие языком, обладают феноменальной способностью писать и говорить грамотно, даже не зная правил, основываясь на логике правописания. Многие считают это талантом, врожденным даром — кому-то дано, а кому-то нет.

Между тем любой человек наделен какими-либо способностями в большей или меньшей степени, и способности к языкам не исключение, поэтому, на наш взгляд, нет ничего необычного в таком явлении, как языковая интуиция. Все дело лишь в развитии навыков и… мыслительных процессах. Особенность работы мозга заключается в том, что все ненужное, т. е. редко встречающееся, отсеивается и остается именно то, что повторяется, на этом основывается логика, неразрывно связанная с еще одним понятием «опыт». Опыт, как известно, приходит с практикой, поэтому чем больше мы читаем и пишем, тем больший объем языковой информации обрабатывает наш мозг, а значит, фиксирует, запоминает наиболее часто встречающееся написание и произношение слов и выражений. В случае возникновения сомнений, когда мы не знаем, какой вариант правильный, включается логический поиск — и производится выбор. Как видим, все не так уж сложно и феноменально. Мы можем не допускать ошибок в простых словах и предложениях и писать их правильно механически, не задумываясь, например, над тем, какую букву — «э» или «е» — поставить в слове «кафе» или «партер», потому что просто чувствуем: пишется «е», а произносится «э». Не зная правил, ориентируясь лишь на интуицию, можем верно расставить знаки препинания, потому что в сознании зафиксировано, например: перед союзом «но» нужна запятая, а перед «и» — нет.

При этом важно обращать внимание на сигналы мозга, когда возникает то самое сомнение в правильности написания, и не пускать процесс на самотек. Надо остановиться, подумать, подключить логику или обратиться за помощью к словарю. Таким образом и вырабатывается чувство языка — на основе логических выводов, практических навыков, в процессе запоминания и поисков верного решения в случае возникновения спорных моментов. Однако это совершенно не значит, что правила и нормы языка никому, кроме языковедов, не нужны и все дело в практике. Существующие правила содержат теоретическое обоснование той или иной языковой нормы, в них тоже можно проследить логику. Сам термин «логика» изначально обозначал словесное выражение мысли (logos). Чтобы подобрать нужное слово, грамотно использовать его в речи, важно просто не лениться думать и рассуждать логически. Способностью мыслить наделен абсолютно каждый человек, поэтому оправдание: «Я не обладаю врожденной грамотностью, у меня нет чувства языка» — не более чем отговорка.

Рассмотрим некоторые виды логических ошибок в построении языковых конструкций. Попробуем разобраться, почему такие ошибки возникают и как не допустить их появления.

Причиной логических ошибок в предложениях, содержащих обороты с предлогами «кроме», «несмотря на», «помимо», «вместо» и т. п., может быть нарушение синтаксической связи. Такие обороты, как правило, управляются сказуемыми, например:

Вместо начальника пришел его заместитель («пришел заместитель» и «пришел вместо начальника»).

Несмотря на большие финансовые возможности, фирма не занимается благотворительностью («фирма не занимается» и «не занимается, несмотря на возможности»).

Если данное правило не соблюдается, т. е. когда сказуемое управляет только одной частью предложения, семантическая (смысловая) связь нарушается. Сравните:
Вместо улучшения качества продукции сотрудники не справились с заданием.

Помимо работы девушка являлась студенткой.

Кроме организаторских способностей, руководитель с уважением относился к подчиненным.

Внимательный читатель, несомненно, заметит логические ошибки в этих предложениях: сказуемое «не справились» относится только ко второй части высказывания и не имеет никакого отношения к первой; девушка является студенткой и… работой; выражение «относиться кроме организаторских способностей» тоже непонятно. Давайте подумаем, как можно написать предложения грамотно. Чтобы логически объединить обе части данных конструкций, понадобится сделать правильный акцент на одной из составляющих и, возможно, добавить другие слова.

Итак, заменим предлог «вместо» сложным союзом «помимо того что», употребляемым при соединении частей предложения, вторая из которых дополняет первую и представляется более значительной по сравнению с ней:

Помимо того что сотрудники не справились с заданием, они не улучшили качество продукции.

В следующем примере достаточно написать:

Девушка не только работала, но и училась.

В последнем — предлог «кроме» вообще можно убрать и перестроить предложение, добавив однородное сказуемое:

Руководитель обладал организаторскими способностями и с уважением относился к подчиненным.

Нельзя также объединять однородные члены предложения, которые сочетаются с управляющим словом, но совершенно не соотносятся по смыслу между собой. Мы много раз приводили такие примеры логических ошибок, создающих комический эффект, тем не менее повторим.

Начальник доволен работой подчиненных и новым офисом.
На улице стояла летняя погода и люди.
Я интересуюсь литературой и собаками.

Список можно продолжить. Работа подчиненных и новый офис, погода и люди, а также литература и собаки не имеют в смысловом отношении ничего общего, поэтому не могут соединяться в предложении как однородные члены. Отметим, что к категории логических ошибок относятся и следующие высказывания:

В компании работают квалифицированные сотрудники и менеджеры.

Мы получили документы и протоколы.

Секретарь должен быть коммуникабельным и уметь общаться.

Менеджеры — это тоже сотрудники, а протокол — вид документа, поэтому такие понятия, одно из которых включает другое, не могут быть соединены союзом «и». Логичнее было бы написать:

В компании работают квалифицированные сотрудники, в том числе менеджеры.

Мы получили протоколы и другие документы.

Что касается третьей фразы, то коммуникабельность — это и есть способность к общению с другими людьми. «Коммуникабельность» и «общение» — близкие по значению слова, поэтому здесь имеет место речевое излишество с точки зрения смысловой полноты высказывания.

Однородные члены предложения должны быть подобраны по принципу какого-либо сходства или даже контраста, но логически обоснованного. Например, неверным будет выражение:

На собрании присутствовали руководители предприятия и наш отдел.

Правильно:

На собрании присутствовали руководители предприятия и сотрудники нашего отдела.

Речь идет о людях, а отдел — подразделение предприятия, следовательно, «руководители» и «отдел» — понятия разнородные, которые не могут быть объединены соединительной связью.

Без секретаря и бухгалтера не обходится ни одна организация.

Однородные члены предложения сгруппированы по принципу профессиональной принадлежности: секретарь и бухгалтер. Здесь все верно.

По контрасту однородные члены чаще объединяются попарно, например:

У нас было все: радость и печаль, взлеты и падения, надежда и отчаяние.

Однако логическая связь нарушается, если чередовать эти контрастные понятия беспорядочно:

У нас было все: радость и падения, взлеты и надежда, печаль и отчаяние.

Такое построение предложения ничем не оправдано.

Логические ошибки возникают и тогда, когда один из однородных членов лексически не сочетается с обобщающим словом.

Например:
Представители компании внесли предложения и замечания по улучшению качества продукции.

Замечания не вносят, а делают, поэтому глагол «внесли» не может выступать в роли обобщающего слова. Предлагаемый вариант:

Представители компании сделали замечания относительно качества продукции и внесли предложения по его улучшению.

Искажают смысл высказывания и синтаксические ошибки, если, например, управляемое слово относится к разным рядам однородных членов предложения:
Сотрудник уволен за кражу и использование подложных документов.

Получается, что сотрудник украл подложные документы, не дав воспользоваться ими кому-то другому, за что и был уволен. Наверное, уволили сотрудника все же не за это. Вероятно, он совершил кражу с помощью подложных документов. Подобные формулировки вводят в заблуждение, дезинформируют.

Отметим и такой вид логических ошибок в построении предложений, как неоднотипность грамматических форм при перечислении, когда однородные члены оформляются в виде списка. В различных инструкциях, положениях, договорах и других документах нередко используются рубрики перечисления, отмечаемые какими-либо знаками, чаще цифрами и буквами. Приведем примеры неграмотно составленных предложений.

Использование оборудования разрешается при выполнении следующих условий:

а) оформления допуска…
б) разработать план…
в) соответствие требованиям…
В таком списке нужно использовать одинаковые грамматические формы — существительные в родительном падеже, т. е. правильно будет:
Использование оборудования разрешается при выполнении следующих условий:
а) оформления допуска…
б) разработки плана…
в) соответствия требованиям…
Еще пример.
Запрещается:

  1. Курение в помещении.
  2. Проносить легковоспламеняющиеся жидкости.
  3. Нельзя пользоваться фотоаппаратами.

Здесь предпочтительнее использовать инфинитив: курить, проносить, пользоваться. В п. 3 слово «нельзя» лишнее, т. к. получается: «запрещается: нельзя пользоваться» — значит пользоваться можно!

Составлять подобные конструкции нужно внимательно, следить за тем, чтобы части предложения «дружили» как между собой, так и с обобщающим словом или словосочетанием. Нельзя допускать искажения смысла и двойного толкования текста. Впрочем, мы не призываем пользоваться приведенными здесь рекомендациями как инструкцией (хотя надеемся, что они вам пригодятся), это лишь информация к размышлению о логических связях, об однородности в неоднородном, о том, как мысль отражается в слове…