Врагу не сдается бумажный носитель

Продлить жизнь бумаге с помощью современных технологий

Онлайн-издания стремительно теснят прессу на бумажных носителях. Спасая тиражи, бумажные издания ищут спасения в современных технологиях. В апреле 2013 года The New York Times предложила устройство для чтения вслух для очков Google Glass. Отныне читатель самой тиражной американской газеты может попросить свои очки прочесть ему вслух любую статью из свежего номера The New York Times. Другие бумажные издания не отстают, пытаясь сохранить читателя с помощью «видео на бумаге», «цифровых водяных знаков» и других способов создания интерактивной реальности.

Очки для чтения вслух Google Glass – первая ласточка интерактивной бумажной прессы. Пока проект находится на стадии тестирования. Около тысячи тестировщиков ежедневно устанавливают приложение, открыв доступ к аккаунту в Google. Приложение предлагает пользователю прочесть тот или иной материал, оповещая о главных новостях. Чтобы услышать текст любой статьи, читателю (или уместнее сказать – слушателю?) достаточно будет кивка. Краткое содержание материала выводится на экране очков.

Приложения для соцсети Path, почты Gmail, блокнот Evernote находятся в стадии разработки, причем приложение для The New York Times  – первое, что разработано не Google, а привлеченным со стороны производителем.

Тенденция набирает обороты, и неудивительно, что флагманом ее стала газета The New York Time , ведь ее сайт стабильно держит первое место по посещаемости в США. Самый популярный новостной портал огромной страны – достойная пара для Google.

Бумага, между тем, носитель не только новостей, но и рекламы. Поэтому идея совместить бумагу и цифру нашла отклик в среде крупнейших рекламодателей. Примером счастливого союза стал майский выпуск журнала Forbes: внутри номера компания Майкрософт поместила Wi-Fi роутер для рекламной компании облачных технологий Microsoft Office 365. Роутер может использоваться пятью устройствами, через сеть T-Mobile – американского сотового оператора, зарядка – через порт Mini-USB.

Еще в 2012 году журнал Entertainment Weekly и телесеть The CW создали совместный проект, рекламирующий эту телевизионную сеть. В журнале разместился жидкокристаллический экран, по которому неперерывным потоком шли твиты о новых сериалах и ролики-анонсы к теленовеллам. В станицу с экраном была вшита системная плата из смартфона, подключенного к 3G, плюс батарейка.

Впрочем, бумажное видео впервые использовалось в 2009 году, когда ролик Pepsi и CBS, размещенный на специальной вкладке, представляющей собой видеоэкран в странице того же журнала развлечений Entertainment Weekly, получил гран-при в Каннах. В категории Print приз  получило обращение к читателям (или все-таки зрителям?) героев сериала «Теория большого взрыва».

В России эта технология пришла в 2010-м, и ее знаменосцем выступил Martini Gold. Именно через элитный алкоголь внедряются в российскую прессу передовые технологии. Видореклама этого бренда появилась сначала в журнале «Вог», а потом в «Плейбое».
Кроме алкоголя подобным образом в нашей стране еще ничего не рекламировалось. Стоимость такой рекламы все-таки очень велика.

Однако Video-In-Print используется не только в рекламных целях, но и для дополнения к контенту. Для этого используется технология «цифровых водяных знаков» – digital watermarking. Принцип действия – тот же, что и в QR-кодах, только «цифровые водяные знаки» невидимы для человеческого глаза, а при наведении на них смартфона можно посмотреть видео, как в журнале Sports Illustrated в 2012 году. Можно было увидеть ролик о преимуществах автомобиля Toyota или полюбоваться на моделей в купальниках.

А еще с помощью новой технологии можно совершать покупки, просто наведя камеру смартфона на картинку с товаром. Такую возможность получили читатели журнала о товарах для дома AHAlife в 2011 году. Это просто находка для изданий, где много рекламы!

Инерактивную версию представил и журнал Esquire в конце 2012 года. Компания Netpage разработала приложение, которое позволяет совершать онлайн-покупки, сохранять статьи и фото на телефон, обмениваться контентом, не заходя на сайт журнала, а только листая бумажные страницы. Это один из наиболее удобных альтернатив интеграции бумажных и онлайн-версий СМИ, может быть, путь для спасения печатных форм журналов и газет.

Еще одна набирающая популярность технология – augmented reality – «дополненная реальность» тоже использовалась журналом Esquire в 2009 году. Суть ее в том, что при приближении бумажной страницы к камере компьютера, картинки на ней «оживали», и мождно было увидеть, например, как актриса Джиллиан Джейкобс из сериала «Community» рассказывает анекдот, актеры Джереми Реннер и Майкл Стулбарг переодеваются в зависимости от погоды, иллюстрируя таким образом рубрику «Мода», а Роберт Дауни-младший работает экскурсоводом на этом празднике жизни в форме первого интерактивного выпуска.

Это гораздо круче электронных чернил, с помощью которых на обложке того же Esquire появлялись и исчезали слова «21 век начинается сейчас»! Обложка с исчезающими словами появилась в далеком 2008 году, когда кризис с бумажными СМИ еще не казался таким неотвратимым.

Технология «дополненной реальности» использовалась также немецкой газетой Sueddeutsche Zeitung. Тогда, в 2010 году эта технология позволила всего лишь двигаться и улыбаться актрисе на обложке журнального приложения. По сравнению с Дауни-младшим в роли экскурсовода как-то скромненько, не так ли?

Совсем не то, что 2013 год и газета The Independent, Великобритания – читатель, установивший приложение Blippar на смартфон, получает доступ к дополнительным материалам: может просматривать фотогалереи, читать последние новости и тут же комментировать их на форуме. Independent+ помогает «навести мосты между новостями на бумаге и в Интернете», – гласит описание проекта. Британский ежедневник доказал, что «дополненная реальность» является реальностью не только для дорогостоящего глянца, но и для вполне демократического издания с самым широким кругом читателей.

Тем не менее, далеко не все газеты и журналы могут позволить себе так побаловать своего читателя. Мешает, прежде всего, дороговизна подобных технологий,  такие проекты выходят, как правило, ограниченным тиражом. Но, тем не менее, тенденция к разнообразию контента, придания последнему интерактивный характер, существует, что не может не радовать.

Рукописи не горят, бумага все стерпит, слухи о смерти печатных изданий сильно преувеличены!