Ричард Брэнсон. «Бизнес в стиле Virgin. Чему вас не научат в бизнес-школе»

Совсем недавно мы видели его в костюме бортпроводницы, с накладными ресницами и яркой помадой на губах. Да, это он, основатель корпорации Virgin, которая включает в себя более 350 различных филиалов по всему миру. Эпатажный и вместе с тем прогрессивный, любитель экстремальных приключений, миллиардер исследует глубины океана, бьет мировые рекорды и занимается многими видами бизнеса. В детстве Ричард страдал дислексией — это расстройство, затрудняющее овладение грамотностью и процессом чтения. И тем не менее Брэнсон стал писать книги, книги о своем бизнесе, последнюю из которых, вышедшую в прошлом году, уже признали бестселлером. Она называется «Бизнес в стиле Virgin. Чему вас не научат в бизнес-школе» (издательство «Манн, Иванов, Фербер»).

Стиль Virgin неординарен, это бизнес, построенный не по законам бизнеса, а скорее вопреки им. «Многие из моих решений были приняты вопреки советам аналитиков, гуру менеджмента и иногда моих приближенных», — пишет Брэнсон. Быть заметным — один из его постулатов, и этот брэнсовский почерк прослеживается во всем, и в написании книги тоже. Трудно отнести ее к определенному литературному жанру, это неформальный бизнес-курс, интервью-монолог в виде коротких эссе и одновременно разговор по душам. Несмотря на то что повествование построено по принципу ответов на вопросы, не покидает ощущение, что читаешь какой-то увлекательный роман.

Между тем речь идет только о Virgin и обо всем, что связано с этим брендом. Наряду с интересными мыслями автора и полезными советами по лидерству, менеджменту, маркетингу, в книге много внимания уделяется и тому, о чем давно известно: как начинать бизнес, как двигаться вперед, не бояться совершать ошибки и учиться на них. Много повторов: то, о чем читаешь в начале, повторяется в различных вариациях и в середине книги, что, однако, не делает ее скучной.

В ней нет сюжетной линии, нет четкой структуры и системы, книгу можно читать с любой страницы, ориентируясь лишь по заголовкам, но из них, кстати, не всегда бывает понятно, о чем пойдет речь дальше. Встречаются и некоторые противоречия. Если, рассказывая о том, как начинался бизнес, Брэнсон говорит, что не имел никакого грандиозного плана и все шло как бы само по себе: «Когда я начинал Virgin в подвале в Западном Лондоне, у меня не было великого плана или стратегии», — то далее цитата: «Однако благодаря удаче и планированию мы с Virgin все еще с вами». «Итак, если дело не идет, не сомневайтесь: отступайте» — и затем: «А если у вас дело не ладится, соберитесь и идите вперед».

То, что Брэнсон не получил бизнес-образования, идет ему на пользу, он свободен от условностей, он нарушает все правила, Virgin воспринимают не как компанию, а «скорее как идею и философию».

Трудно критиковать эту книгу, она оставляет ощущение легкости и вместе с тем заставляет серьезно задуматься, казалось бы, о привычных вещах, на которые мало обращаешь внимания, но которые могут играть немаловажную роль в развитии бизнеса. Книга окрыляет, воодушевляет и побуждает к активным действиям, впрочем, наверное, как и все книги, написанные успешными людьми. Однако это вызов, вызов теоретикам, тренерам, которые учат, как правильно надо строить бизнес.

Практик Брэнсон ломает стереотипы, но никому не навязывает свою точку зрения, признавая, что его опыт не пример для подражания, у каждого может быть свой путь: «Моя история — только моя, такая стратегия сработает не для каждого» — этим и интригует. Читая книгу, кажется, что все легко, Брэнсон не описывает трудности, которые приходилось преодолевать, а они, конечно же, были, он пишет о любви к своему делу, о готовности к риску, об интуиции, на которую всегда полагался, о том, что в любых ситуациях не изменял себе. И еще пишет о юморе, это, пожалуй, самая отличительная особенность миллиардера. С юмором он занимался рекламой компании, с юмором демонстрировал свои удачи и поражения.

«Virgin, — говорит Брэнсон, — никогда не теряет свое порой самоуничижительное чувство юмора. Мы хотим честно признавать взлеты и падения нашего бизнеса.

Люди, которые видят нашу рекламу, — это те, кто читает о наших неудачах и ошибках. Так зачем же нам притворяться, что действительность нас не касается?» Он ничего не приукрашивает, не боится рассказывать о своих провальных проектах, не старается казаться лучше, он такой, какой есть. И все-таки… остается некая недосказанность, наряду с откровением, советами и даже руководством к действию. Как будто чувствуешь какую-то тайну, которую хочется постичь, она читается между строк, между чем-то обыденным и вместе с тем сложным и непостижимым.

Как у фокусника, который раскрывает секреты своих трюков, повторить которые, кажется, так просто, а вместе с тем невозможно, но попробовать очень хочется. Книга рекомендуется к прочтению, и не только тем, кто занимается бизнесом, в ней много жизненной мудрости. Возможно, у вас эта книга вызовет другие эмоции и впечатления. Не исключено, что вы не согласитесь с доводами Брэнсона и его стиль покажется вам неприемлемым, но с ней полезно будет познакомиться всем, в том числе и бизнес-тренерам.

Безусловно, она интересна именно своим авторством. Книги, написанные о классических правилах ведения бизнеса, вероятно, будут более продуктивными в плане осуществления практической деятельности, но стиль от Брэнсона, несомненно, захватывает, стимулирует, дает позитивный настрой. Хочется остановиться, пересмотреть свои ценности и взглянуть на этот мир по-другому, по-брэнсовски. И, как в любом романе, который читается на одном дыхании, поставить себя на место главного героя.