Роман с виртуальным офисом

О книге К. Ресслера и Д. Томпсон «Офис в стиле фанк»

Один из самых любимых старых фильмов начинается монологом главного героя: «Освеженные обязательной утренней зарядкой в общественном транспорте, мы, наконец, прибываем на службу». Этой фразе уже 35 лет.

А слова о том, что «в городе слишком много приезжих, слишком много машин» ничуть не потеряли своей актуальности.

В последние годы эйчары в крупных городах берут за правило отказывать в приеме на работу кандидату, если время, которое ему нужно будет затратить на дорогу до нового места службы – больше полутора часов. От человека, «освежаемого» дорогой  так долго, нельзя ждать полной отдачи (по крайней мере, больше 3 месяцев – стандартного испытательного срока). Даже если остальные компетенции человека на высоте – предпочтут того, кому посчастливилось проживать поближе к месту работы.

Поближе – это в часе езды, да еще и на одном виде транспорта – можно сказать, счастливчик! Он добрался до своего стола, включил компьютер, а дальше – «каждое утро в нашем заведении начинается одинаково: это уже традиция, ритуал» – кто-то, как в первоисточнике, истово красит ресницы, ногти и губы или выщипывает рейсфедером брови, кто-то бежит отравить организм никотином, кто-то со вкусом пьет кофе…
Ведь электронная система учета зафиксировала прибытие на работу. И главное для многих начальников, а значит, и сотрудников – дисциплинированно отсидеть до часа Х – времени, когда можно покинуть офис, не забыв «пикнуть» карточкой на выходе.

Разумеется, многие работодатели борются с потерями рабочего времени, применяя такие способы как видеонаблюдение за рабочим местом, контроль за изображением на мониторе, особо продвинутые даже фиксируют частоту щелчков мышкой.
Эта офисные порядки во многом – калька с японской традиции офисного бытия. «Людмила Прокофьевна приходит на службу раньше всех, а уходит позже всех» – вполне в духе той же традиции. (Ничего, что Москва с севера на юг – шире, чем Хонсю – самый большой остров Японии?)

Страшно представить, сколько времени и ресурсов тратится на сбор и анализ того, сколько современный Новосельцев щелкнул мышкой в течение часа!

Временные издержки, связанные с дорогой на работу – лишь один, наиболее очевидный фактор, сигнализирующий о том, что система функционирования современного офисного уклада уже отжила свое и как раз несовременна, застряв где-то во временах Чарльза Диккенса, в середине позапрошлого века.

Никто сейчас не пишет гусиными перьями, не отправляет почтовых голубей, не посыпает бумагу песком, чтобы промокнуть чернила, но порядок «присутственного места» – места, где сотрудники, прежде всего, присутствуют, а уже потом, во вторую очередь, трудятся – остается, зачастую, неизменным.

Опять же, времена Диккенса, когда в Лондоне в год умирало от недоедания несколько тысяч человек, давно, к счастью, канули в Лету, но это не могло не сказаться отрицательно на уровне мотивации к труду: работа перестала быть синонимом спасения от голодной смерти и современным мистерам Домби приходится считаться с такими требованиями потенциальных работников как самореализация, комфортный психологический климат в коллективе и прочие «печеньки».

В эпоху скайпа, электронной почты и социальных сетей все больше людей задаются вопросом: почему бы не поставить во главу угла качество и сроки сделанной работы, а не место ее «изготовления»?

Современная глобальная экономика, во-первых, все больше ориентируется не на ручной труд, а на интеллектуальный, и, самое главное, предпочитает действовать все двадцать четыре часа семь дней в неделю.

У громадного большинства современных тружеников орудием производства является не шило и дратва, не сварочный аппарат и электроды, не конвейер, а ноутбук. Так не все ли равно, где он расположен: на столе в офисе, на диване, в гамаке?
Если в должностные обязанности не входят личные переговоры с клиентом (хотя и эта сфера все больше использует скайп), то не пора ли прекратить практику обязательного каждодневного присутствия в определенной точке времени и пространства?

Все-таки современная каноническая 40-часовая рабочая неделя была принята законодательно в 1938 году, 75 лет назад.

Все больше людей понимают необходимость перемен в организации труда. Явление приобрело настолько широкие масштабы в нашей стране,  что даже появилась соответствующая возможность законодательного оформления труда дистанционных работников.

Имеется в виду закон от 5 апреля 2013 г., № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в Трудовой Кодекс РФ введена новая глава 49.1, в которой говорится о регулировании труда дистанционных работников. Этот закон призван регулировать сложившиеся взаимоотношения работодателей и работников, которые работают в помещениях, не принадлежащих работодателю. Если раньше эта категория работников оформлялась в качестве надомников, то теперь в Трудовой Кодекс введена глава, где разъясняются особенности регулирования труда данной категории работников.

В Законе приводятся два основных отличия дистанционных работников: первое – работник трудится не на рабочем мечте, прямо или косвенно находящемся под контролем работодателя, и второе – связь между работником и работодателем осуществляется через телекоммуникационные сети общего пользования.

С учетом того, что законодательная норма, как правило, оформляет уже сложившийся порядок дел, а то и с изрядным запозданием, можно себе представить, насколько широко простерлась практика такой формы занятости в российском деловом пространстве!

Однако, любое новое начинание чревато различными проблемами и шероховатостями. Не вся трудовая деятельность может быть переведена на аутсорсинг. По Интернету можно покупать, продавать, консультировать, но парикмахерскую или автосалон на дистанционку не переведешь. Одно дело – бухгалтерия, совсем другое – обслуживание клиентов.
В большинстве компаний есть те подразделения, которые можно перевести на дистанционную работу, и те, которые нельзя. Как же осуществлять руководство двумя разными системами? Как проводить совещания? От чего будет зависеть премия и как решить дело с больничными?

Весь этот круг вопросов, которые неизбежно возникнут у работодателя, желающего использовать новые формы организации труда, нуждается в освещении: теоретическом и, конечно же, практическом.

В русскоязычном пространстве возникла парадоксальная ситуация: редкий случай, когда законодательное оформление появляется чуть ли не раньше, чем книги-пособия по данному вопросу.

Таким путеводителем по новому трудовому процессу может стать книга «Офис в стиле фанк», которую написали Кали Ресслер и Джоди Томпсон.

Книгу выпустило издательство «Манн, Иванов и Фербер» в 2012 году. Самая большая ценность книги – даже не в живом и остроумном языке и логике изложения, а в том, что она написана практиками на основе практики. То есть авторы действительно испытали на своей шкуре, в своей родной компании все принципы дистанционного офиса. Они создали систему ROWE – Results Only Work Environment – «Исключительно Результативная Рабочая Среда».
И, если им верить, игра стоила свеч – эффективность выросла на 35 %, а текучесть кадров уменьшилась на 90 %.

Разумеется, американская компания имеет свою специфику, но общие принципы остаются неизменными, что стоит, например, пассаж о презентеизме: «Вы сидите за рабочим компьютером, но в действительности проходите очередное подземелье в World of Warcraft или делаете покупки на eBay, или изучаете турнирную таблицу Национальной ассоциации студенческого спорта — это и есть презентеизм. Вы являетесь на работу вовремя, а затем целый час читаете интернет-газету – и это презентеизм. Вы неизменно твердите, что постоянно находитесь на рабочем месте, готовы прийти на помощь в любой момент, и у вас всегда найдется время на все вопросы, но обычно, если вы выполняете работу, за что же вас так наказывают, заставляя отсиживать «положенное время»?».

Презентеизма в той или иной форме, наверное, удается избежать только в японских офисах, где регламентировано даже количество походов в туалет и заточка карандашей. Интересно, избиение чучела начальника бамбуковым мечом (случалось слышать о такой форме снятия стресса) не считается в Стране восходящего солнца потерей рабочего времени?
Система ROWE позволяет избавиться от этого, потому что ему просто негде проявляться, поскольку нет офиса как такового.

Интересно, что главные трудности, по опыту авторов, возникли «в головах»: труднее всего преодолевать именно негативное отношение к дистанционной работе. Причем не только у начальников, но и у подчиненных. Все-таки связка «время + присутствие = результат» очень прочна. И чуть ли не самым сложным оказалась «идеологическая» борьба, борьба с «мутью», как назвали авторы то собрание коллективных мифов о том, что «люди с удовольствием ХОДЯТ на работу», опять-таки говоря словами тов. Новосельцева. А если не ходят, а сидят с ноутбуком на своем диване, то являются людьми несерьезными, вертопрахами, лентяями, и к результатам их работы не следует относиться серьезно, даже если они выполняют и перевыполняют план. А также готовы работать в любое, в общем-то, время суток, следуя своим биоритмам, а не установленному свыше распорядку. Кстати, «удаленка» – мечта многих «сов», для которых пытка – раннее вставание, а также их начальников – поскольку не требуется оплачивать ни сверхурочные, ни выход в ночные смены.

«До появления новых технологий нам приходилось ездить в офис, потому что там были и мимеограф, и стационарная телефонная связь, и даже штрих-корректор для опечаток. У нас не было помощников вроде голосовой почты или корпоративного сайта… Виртуальная работа была невозможна по той простой причине, что виртуальное пространство отсутствовало как таковое — имелось только физическое пространство и фактическое время», – с этими словами трудно не согласиться, опять-таки в свете нового ФЗ, где особое внимание уделяется правилам работы с усиленными квалифицированными электронными подписями (ч. 1 ст. 312.2 ТК РФ).

После победы над «мутью», авторам уже легче дались все нововведения, касающиеся распорядка, учета, правил проведения совещаний и прочих деталей регламента. Все это подробно и доходчиво описано на страницах книги.
В результате, пользуясь терминологией Ресслера и Томпсон, «в противостоянии ноутбука и табельного таймера» победил первый!


              Презентеизм (от англ. present – присутствовать) – ситуация, при которой работник проводит на рабочем месте больше времени, чем это необходимо или требуется условиями трудового соглашения.
ru.wikipedia.org.

              http://kniga.biz.ua/pdf/3767-Ofice-v-stile-fank-glava1.pdf.

              Там же.