Общительные и необщительные

Автор: Елена Булкина, управляющий партнер кадрового агентства «AVK Group»

Проблемы «компьютерных Маугли» ярко  отражены в статье баронессы Гринфилд.

Действительно, происходит значительное ухудшение условий для развития коммуникативных навыков. Невооруженным глазом видно, что задушевные, эмоциональные дружеские беседы сменились  дежурными вопросами: «Как дела?», на которые не предполагается ответ, а так же сообщениями и поздравлениями по sms.

И, конечно, навыки общения напрямую влияют на успех и карьеру.

Не так давно, кажется, в Америке, было проведено сравнение биографий нескольких десятков состоявшихся, признанных, талантливых людей и стольких же «непризнанных гениев».

Исследователи выявили закономерность – те, кто в юности умел (хотел и старался) найти общий язык с одноклассниками, первыми работодателями, коллегами, партнерами, подчиненными, те, при наличии своего природного таланта и трудолюбия, добивались воплощения своих идей в жизнь.

А не менее талантливые и трудолюбивые, но нелюдимые, грубые, чрезмерно стеснительные, высокомерные, патологически  молчаливые люди, увы, свои идеи осуществить до конца не могли, так как их никто не понимал и не поддерживал. Все они слыли неприятными в общении людьми.

В истории почти каждого народа есть века, когда в моду входит изящная словесность, общительность, светскость. И вот, что интересно, в это время появлялось на порядок больше блестящих ученых, изобретателей, людей искусства, политиков, менеджеров масштабных проектов.

Может быть, это происходит потому, что люди под влиянием общей моды учатся  донести свои мысли до соотечественников, усердно и успешно выстраивают новые контакты. Общаясь, умея спорить и стараясь понять собеседника и оппонента, обогащают друг друга, рождают в диалогах новые идеи.

А времена молчания, казенных заученных речей по бумажке, как правило, заставляют стыдиться эмоций, общение становится формальным, делиться мыслями становится не принято. И вот тогда мы теряем не просто навыки общения, но  навыки обсуждения, критики, умения выслушать разные точки зрения, понимание и терпимость.

А там уже не далеко до очередной средневековой охоты на ведьм.

Кстати, а ведь элемент Средневековья так часто используется во многих популярных компьютерных играх.

Не могу не добавить маленький, но характерный факт из событий последнего месяца: один из одиннадцатиклассников не пришел на выпускной вечер – как истинный геймер, он все время посвящает игре. Могу предположить, что уровень «прощание со школой» он решил пройти  в другой раз. Его «оригинальность» одноклассники со смехом прокомментировали так: «Лучший способ отпраздновать  окончание школы – еще парочку часов сыграть в DOTA».

Увы, количество жизней в игре серьезно отличается от реального количества жизней.
Почему я, как нормальный работодатель, прикладываю все силы, чтобы не допустить в команду моей фирмы заядлых геймеров:

  1. Они плохо устанавливают элементарные контакты с реальными сотрудниками, а многие вообще не стремятся общаться с коллегами, да и сами, прямо скажем, малоинтересные собеседники, т. к. с интересом могут говорить лишь об игре, часто используют сленг. Это мешает нормальному обмену информацией и может привести к сбоям в работе.
  2. По этим же причинам, геймеры не могут быть хорошими руководителями, так как не умеют дать адекватную обратную связь, которая бы повышала эффективность подчиненных – они либо обижают прямолинейностью, либо общаются по электронной почте.
  3. Эти ребята изначально очень умненькие, но не уделяют внимание профессиональному и общему саморазвитию. Игра поглощает все их свободное время, в этом они ничем не отличаются от азартных картежников, как и в том, что совершенно необъективно начинают относиться себе и поэтому быстро отстают в развитии, становятся низкоэффективными.
  4. Они неприхотливы в быту, главное, чтобы денег хватало на их личные нужды, которые ограничиваются расходами на еду и возможность играть. Как правило, проблемы из-за отсутствия межличностного общения заставляют искать утешения в той же игре. И они все больше закрываются от скучного реального мира. Да, гораздо приятнее быть неустрашимым героем, наделенным волшебной силой, чем не слишком трудолюбивым клерком в мелкой конторе, которая терпит тебя из жалости. Это уже похоже на наркоманию.

В общем, с живущими по законам виртуального мира много проблем и мало толку в нашем реальном мире.
К счастью, на рынке труда, кроме них, есть достаточно хороших специалистов. И как справедливо заметила героиня пьесы А.Островского: «А зачем же мне получать расстройство за свои деньги»?

P.S. Геймеры не останутся без хорошей работы – я знаю, где можно успешно применить их труд. Пусть они делают татуировки! Ведь этот процесс предполагает бездну фантазии и абсолютное игнорирование болевого синдрома клиента.