Мозг желает общения…

Сьюзан Гринфилд, британская баронесса, писательница, ученый и профессор, изучает физиологию работы головного мозга человека и влияние на наше сознание современных технологий. Недавно Гринфилд побывала в Москве, где поделилась с журналистами своим видением проблемы смены поколения книг на поколение Фейсбука и Твиттера. 

Мозг – залог индивидуальности

Мозг каждого человека уникален. Вам могут подобрать и пересадить подходящие по всем параметрам печень, почки и даже сердце. Но ни у кого на свете не найдется идентичного вашему мозга. Спрятанное под костью черепной коробки серое вещество, по сути, является той самой штукой, которая  и делает каждого из нас единственным и неповторимым индивидуумом.

Ученые доказали, что в первые два года нашей жизни мозг растет и активно развивается за счет связей между клетками, образуя у каждого отдельно взятого человека свои, присущие только ему одному, паттерны. Наше сознание является результатом формирования этих связей, поэтому чрезвычайно важно то, в какой среде мы растем, а также как и какую информацию получаем. Именно информационная среда делает нас теми, кто мы есть.

Сегодня человечество живет при сломе эпох, во времена, когда поколение книг стремительно уступает свое место под солнцем поколению Фейсбука и Твиттера. Человечество живет в эру высоких технологий, информационного потопа и бурного развития социальных сетей, живет в плотном окружении экранов компьютерных мониторов. Эти новшества все настойчивее врываются в наше сознание, меняют его, усиленно подталкивая мозг к очередному витку эволюционного процесса, формируемого так называемой «экранной средой обитания». Процесс эволюции уже запущен и ученым остается только подсчитывать плюсы и минусы грядущих изменений.

Что мы теряем

Любая эволюция не обходится без потерь. И одной из них является снижение эмпатии. Исследования, проведенные учеными Мичиганского университета, показали, что ребенок, «выросший»  в социальных сетях, теряет навыки межличностного общения. Он не умеет краснеть, не умеет заботиться о своих близких, у него слабо выражена спонтанная эмоциональная реакция. А самое главное – он не умеет строить реальный диалог. Его мозг, привыкший работать с текстовыми сообщениями,  «зависает», с запозданием реагируя на слова собеседника и замедляя формирование ответа.

Получается это потому, что мозг все еще продолжает трудиться по старинке, получая семьдесят процентов информации о собеседнике из невербальных источников. При  виртуальном же общении вербальная составляющая практически полностью отсутствует.

В результате, мы все становимся немного аутистами, замкнутыми в двухмерном пространстве компьютерного монитора.
Помимо этих, не очень-то радостных нарушений, у проводящего много времени наедине с компьютером ребенка развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности, мешающий ему впоследствии нормально учиться в школе.

Но самым печальным итогом погружения человека в экранную среду обитания является потеря им своей идентичности. Огромное число пользователей социальных сетей рассказывают о каждом своем вздохе, о каждом чихе и почесывании. Они выплескивают во всемирную паутину массу информации, до которой никому, кроме них самих, нет никакого дела. Выплескивают просто потому, что  могут это сделать. Взрослые, казалось бы, люди уподобляются маленьким детям, постоянно стремящимся к тому, чтобы их замечали, чтобы на них обращали внимание. И, также как и дети, они пытаются этим получить подтверждение своего собственного существования.

Вот только то, что вполне нормально для маленького ребенка, у взрослого человека, прошедшего все ступени социальной адаптации, выглядит, по меньшей мере, странно.

Еще одна опасность «экранной среды обитания» заключается в том, что большинство виртуальных действий не имеют необратимых последствий. Посудите сами: страницу в соцсетях можно легко отредактировать, комментарии – удалить или добавить, в компьютерной игре – сотни раз умереть и воскреснуть заново. Мозг привыкает к такой безнаказанности и перестает адекватно оценивать риски. В жизни все по-другому, но воспитывая мозг в среде, в которой даже критические действия не ведут к критическим же последствиям, мы получаем человека, совершенно не способного к адекватной оценке рисков.

Структурное мышление как анахронизм?

С точки зрения воспитанного в «среде экранного обитания» человека, бумажная книга имеет много недостатков. В том числе таких, как статичность и линеарность. Правда, именно наличие этих «недостатков» формирует у нас идею последовательности. Книга является последовательной цепочкой предложений, абзацев и глав, в ней есть начало, есть продолжение и есть конец. Есть поступательное развитие сюжета. Жизнь каждого из нас – это та же книга, с четкой хронологической последовательностью событий. И реальная она очень сильно отличается от того, что мы выкладываем на страничке в Фейсбуке, где те же самые события чаще всего изложены в виде разрозненного набора фактов или размышлений. Человек перестает мыслить структурно, теряет навыки последовательного восприятия. Он многое знает, но не умеет связывать эти знания в логические цепочки, не умеет обрабатывать информацию и создавать на ее основе контекст.

В поисках будущего

Мир меняется, меняется с бешеной скоростью. И человечеству нужно не только искать пути адаптации к этим изменениям, не только учиться извлекать из экранных технологий максимум пользы, но и стараться не растерять на пути эволюции свои прежние, наработанные тысячелетиями развития, ценности. Нужно разрабатывать софт, который учитывал бы перечисленные выше опасности, развивал, например, тот тип «длинного» внимания, который традиционно развивало в человеке чтение книг.

То, каким станет мир нашего будущего, решать нужно нам, и решать именно сейчас. От этих решений будет полностью зависеть, останемся ли мы людьми в привычном смысле этого слова или превратимся в нечто совершенно другое, лишь внешне напоминающее человека.