Необычные бизнес-тренинги

Автор: Наталья Яковлева

Каковы ваши мысли по поводу принудительных тимбилдингов и бизнес-тренингов? Вы думаете, что они неуклюжи и лишь впустую тратят ваше время? Или они полезны и увеличивают мотивацию и производительность? Несомненно одно — почти все читатели знакомы со стандартами классических тренингов и тимбилдингов, такими как производственные практики, лекции, веревочные тренинги, кулинарные занятия. Но приходилось ли вам когда-либо надевать костюм для борцов сумо, симулировать зомби, общаться в стае волков, скакать верхом только  ради создания атмосферы доверия в команде и узнавания ваших коллег? Скорее всего, нет. Ниже мы приводим несколько необычных и экстраординарных корпоративных мероприятий.

Диалог в темноте

В 1995 году немец Андреас Хайнеке придумал и создал проект «Диалоги в темноте». Профессор Хайнеке верит, что посредством проживания нескольких часов в жизни в качестве слепого можно разрушить стереотипное восприятие незрячих людей,  воспитать к ним позитивное отношение и перевернуть свое сознание. С одной стороны, проект направлен на интеграцию слепых людей в общество, а с другой — знакомит зрячих с новыми ощущениями, которые дает темнота. Тренерами выступают инвалиды по зрению, а сам тренинг проходит в абсолютно темной комнате и длится несколько часов. В тимбилдинге могут участвовать от двух человек до нескольких десятков. В течение двух часов тренеры «Диалога в темноте» предлагают решить несколько заданий, разбив людей по группам. Группа — маленький аналог компании, где для успешного выполнения очень простого задания надо работать слаженно, грамотно: каждому выбрать себе роль (кто — лидер, кто — послушный исполнитель), действовать спокойно и быстро, договориться о стандартах, найти взаимопонимание. Эти общие слова, обычно транслирующиеся во всех компаниях как корпоративная культура, для команды людей, попадающих в темноту, оказываются на вес золота. Занятие, как правило, начинается с простейших заданий — определить размер комнаты, разделиться на команды, найти в темной комнате стол, занять стулья и так далее. Такой тренинг направлен на выявление лидерских качеств и сплочение команды, но может трансформироваться и под другие нужды. Например, сотрудникам, работающим с клиентами, темнота помогает научиться слушать, понимать собеседника по тому, каким образом он говорит, по мелодике его речи.

Люди против зомби

Корпоративная культура США переживает бум тренингов «Людей против зомби», которые в игровой манере представляют выживание от нападающих оживших трупов. Идея создания игры, которая в необычной манере воспитывает чувства сплоченности, возникла в университетском городке Goucher College у студентов Криса Вида и Брэда Сэппингтона. Они разрабатывают руководства и правила, а коммерческие фирмы по франшизе организовывают игры по всему миру. Такие тренинги популярны сегодня как в летних лагерях и школах, так и на военных базах. Роли зомби играют нанятые актеры, а сотрудники компании изображают уцелевшую группу людей, которым нужно исполнить различные миссии и выжить. Игроки, как правило, вооружены пушками с пеной, их цель состоит в том, чтобы поразить выстрелом игрока-зомби. Зомби разоружены и должны помечать «людей», чтобы утолить «голод», таким образом исключая их из игры. В итоге получается смесь пейнтбола и костюмированного представления.
Т. к. игроки должны работать в прекрасном единстве, чтобы перехитрить зомби, то такое занятие позволяет установить доверие и глубокие связи в команде, немедленно удаляя социальные границы. Как говорят создатели: «Зомби не дискриминируют вас ни по расовому, ни по гендерному признаку. Они просто жрут вас, если вы не умеете работать в команде». Игроки, когда-либо участвовавшие в «схватке с зомби», сообщают, что это самый незабываемый опыт выстраивания сотрудничества и кооперации в команде.

Борьба сумо

Несмотря на некоторые сомнения относительно эффективности, в Великобритании набирает популярность такой вид корпоративной активности, как борьба сумо. Для организации тренингов в виде сумо создано множество фирм, которые обеспечивают клиентов костюмами (комплект включает даже головной убор, который напоминает прическу сумоиста), ареной для борьбы дохе, компетентными судьями гедзи. Дополнительным антуражем служит аппарат, выпускающий дым, и японские саундтреки. Конечно, никакого пуризма в соблюдении правил ожидать не приходится. В тренингах, инсценирующих борьбу сумо, главное — веселье и забава, а не победа. Организаторы уверяют, что нет лучшего способа построить здоровые отношения с менеджером, чем опрокинуть его на землю, будучи одетым в толстый виниловый костюм, в то время как коллеги стоят вокруг и подбадривают.

Тренинг с волками

На Западе тимбилдинг при участии животных — давно уже не редкость. Не только лошади и ослы, но даже волки помогают людям стать командой. Джанет Нейджел — профессиональный зоолог и психолог. Работая с собаками, она поняла, что собаки и волки могут многому научить людей. «Отношения в стае волков очень похожи на человеческие, нам есть чему у них поучиться», — утверждает доктор Джанет Нейджел. Так, она запустила бизнес-тренинг по развитию лидерских качеств в природном заповеднике Шорфхайде в северо-восточной Германии.

Эти тренинги основаны на выводах психоаналитика и преподавателя Венского университета Рауля Шнайдера, заключающихся в том, что система человеческих отношений схожа с системой отношений в среде волков. В стае волков и в жизни людей можно выделить лидеров (альфа), ближайших претендентов на их место и одновременно их же защитников (бета), основную часть общества (гамма) и аутсайдеров (омега). Альфа-лидеров всегда характеризует подчеркнутое спокойствие и психологическое превосходство. Он должен заслужить свое положение и уметь всегда действовать в интересах стаи. Таким образом, в стае волков исключается давление, агрессия, но воспитываются очень теплые отношения между всеми особями. Этому и учат на тренинге.

Большой популярностью пользуются корпоративные тренинги, т. к. именно во время собраний больших компаний людей наблюдается много общего с волчьей стаей. Сначала общение с прирученными волками происходит в вольере, затем наблюдение за стаей диких волков осуществляется на территории заповедника. Таким образом, наблюдая за поведением стаи и вожаком изнутри и сравнивая его с офисной жизнью, сотрудники учатся улаживать конфликты, выстраивать здоровую коммуникацию в коллективе.

Тренинг верхом

Бизнес-семинары с лошадьми придумали супруги Кребс из Германии в 1996 году. Они проводят занятия в формате обучения верховой езде без коучей и тренеров. Именно лошади учат участников тренинга, как развивать лидерские качества, добиваться поставленных целей, принимать собственные слабые стороны и преодолевать препятствия. Герхард Кребс уверен, что работа с лошадьми заставляет людей чувствовать себя ответственными, уверенными в себе, развивает степень понимания всего происходящего. Именно это необходимо для развития лидерских навыков. Кроме того, лошади всегда объективны и искренни на 100 процентов. Им неважно, как называется ваша должность и сколько вы зарабатываете. Чтобы лошадь слушалась и выполняла команды, необходимо забыть о статусе, руководящем опыте, а довериться собственной интуиции, чтобы стать авторитетом. Таким образом, дрессировка, аллюр и галоп учат участников стать настоящими лидерами.

Вождение вслепую

Фирмы, предлагающие вождение с завязанными глазами, говорят, что это  «уникальный способ решить сложные офисные проблемы в забавном и увлекательном пути». Организатор проверяют курс, планируют маршрут, предоставляют команде автомобиль, а водителю надевают повязку на глаза. Когда водитель, один из членов коллектива, полностью дезориентирован в пространстве, то его «глазами» становятся коллеги. Это хороший повод выяснить, насколько высок уровень доверия к коллегам, сидящим в данный момент за спиной, на которых теперь возложено руководство действиями, указание поворотов во время работы двигателя Общая цель: прийти к финишу первыми в назначенное время. Это задание главным образом нацелено на формирование способности работать совместно в команде.

Тренинг в Антарктиде

Интересные тренинги для своих сотрудников предлагают также крупные компании. Например, для своих лучших сотрудников компания Coca-Cola ежегодно проводит необычный бизнес-тренинг в Антарктиде. Тренинг проходит под руководством известного всему миру исследователя Роберта Свона. В 1986 году Свон стал первым человеком на Земле, который побывал в обеих крайних точках планеты — Северном и Южном полюсах. Один раз в год путешественник организует тренинг-экспедицию, в ходе которой в условиях борьбы за жизнь показывает участникам, что такое на самом деле работа в команде и как стать настоящим лидером.