Идеология бизнеса Тема «Провальные проекты»

Тема «Провальные проекты»

1. За одного битого двух небитых дают? Советы коллегам − почему так гласит пословица?

Обычно люди не любят опыт провальных проектов, однако, пережив подобный опыт, специалисты становятся с более осторожными, иными словами − более объективными и осмотрительными.

2. Самые замечательные бизнес-планы несовершенны. Почему нельзя все учесть?
Потому что любой бизнес − это «надежда на успех», где всегда присутствует элемент удачи. Мы очень надеемся, что наше предложение найдет высокий отклик в умах наших потенциальных клиентов. А бывает, что предложение не оценили, т. к. оно «не дошло», просто было не понято, или было преждевременным, или было сделано не тем, кому это интересно и т. д. Вариантов провала гораздо больше, чем вариантов успеха!

3. Какие ошибки компаний-коллег или из бизнес-литературы вас научили, и чему?
Последняя прочитанная книга − «Конец маркетинга как мы его знали» − произвела на меня очень приятное впечатление: в книге директор по маркетингу Coca-Cola рассказывал, как он отменил показ ТВ-рекламы, которая не приводила к увеличению продаж, хотя ролик был очень популярным и там снимался очень популярный спортсмен, баскетболист NBA.
Основная тема данной книги, которую я полностью разделяю, гласит: «Основная задача маркетинга − увеличение продаж, все остальное второстепенно!»

4. Когда не стоит начинать новый бизнес-проект?
Во-первых, если не все окончательно проверено и просчитано, а во-вторых, если все просчитано и проверено, и денег вроде бы хватает, однако есть внутренние сомнения в успешности данного проекта!

5. Когда не поздно остановиться?
Провальный проект опасен тем, что он требует все больше и больше денежных вливаний, которых вы не можете уже себе позволить, и, делая очередной, проблематичный для вас транш, вы с ужасом констатируете, что и он не привел к положительному результату! Так как в этот период ваш бизнес похож на телегу, мчащуюся с горы: она уже слетит, и вы ей ничем не поможете.  Конечно, остановиться можно в любой ситуации, в том числе, и когда уже не осталось денег, и долги выросли до самых невероятных размеров, но все-таки лучше, когда это происходит несколько раньше, лучше, когда не оправдались первые надежды на рост бизнеса.

6. Когда ошибка или даже провал ценнее, чем отсутствие риска?
Это в любом случае опыт, и ты становишься более осмотрительным и прагматичным, четче просчитываешь варианты «а если…». И конечно, ты уже знаешь гораздо больше о реальных процессах бизнеса и потребительской активности, чем те, кто просчитывает свой проект только первый раз, думая, что статистика из «проходящих потенциальных клиентов» сможет перерасти в качество твоего бизнеса.

7. Расскажите о неудачных проектах?
Проект развития розничной сети «Империя детства» с 6 магазинов до 40 – был неудачным, так как в результате принятого плана развития мы смогли открыть только 2 магазина. Причин неудачи было несколько: во-первых, это был 2008 год, и наступивший мировой кризис внес свои коррективы в развитие рынка и поведение потребителей. Во-вторых, в этот период закрылся Центральный Детский мир на Лубянке, где у компании «Империя детства» было свыше 1500 кв. м. и это привело к сокращению 50 % выручки. Ну и в-третьих, не все риски и затраты были учтены. Все это привело к резкому росту затрат и абсолютно не приводило к росту доходов. В целом, система не выдержала, и пришлось закрыть проект.

8. А провальных?
Мне кажется, что степень неудачных и провальных проектов определяется степенью личных «потерь».
Мне очень запомнилась история, которую мне рассказала моя сотрудница. Проект на прошлом месте работе провалился из-за того, что поставщики люксового товара поставили товар с истекшим сроком годности, что привело к сильному негативу со стороны клиентов и отсутствию повторных продаж. Бедная девочка не смогла смириться с данным провалом и уволилась. Ей понадобилось около полугода, чтобы восстановиться и опять двигаться дальше. Это тяжелый урок, но в данном случае действительно работает пословица: «За одного битого…», т. к. сотрудница была очень грамотным и хорошим специалистом.

9. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку в одном и том же месте в одно и то же время (Платон). А ошибки ведь порой мы совершаем похожие, почему?
Наверное, потому что мы не сделали нужных выводов из предыдущего опыта или опять понадеялись на так любимый нами авось!

10. Когда стоит повторно «дать порулить» провалившему проект руководителю?
Когда ты понимаешь, что этот руководитель уже не сделает тех же ошибок, потому что он их уже прошел, или изменилась конъюнктура рынка и прошлые ошибки уже не актуальны, и у человека есть потенциал.

11. Как защитить себя от чрезмерных переживаний неудач?
Это трудно, так как если для тебя данный проект был важен, будь ты менеджером или инвестором данного проекта, ты все равно будешь думать, постоянно возвращаться, искать причины и пытаться найти «формулу успеха», которая сработает в следующий раз.
Но я знаю и очень успешных предпринимателей, которые говорят ну да, ничего страшного, бывают неудачи, главное, идти дальше! Мне кажется, это правильная установка, чтобы не зацикливаться на неудачах.

12. А что делать с сотрудниками, участвовавшими в провальных проектах?
Самое неприятное, если сотрудники, участвовавшие в провальных проектах, «выдохлись», это бывает часто, особенно когда сотрудники работали, так скажем, не формально, и прикладывали свои не только физические, но и душевные силы.
Надо дать им возможность отдохнуть или переключиться, и после определенного перерыва они смогут уже двигаться дальше! И при этом у вас будут преданные, профессиональные, да еще и опытные сотрудники, с которыми вы вместе переживали и приятные, и сложные моменты. У меня были такие примеры и это очень хорошие профессионалы!

13. Как наказывать виновных?
Это зависит от ситуаций, иногда нужно наказывать, вплоть до увольнений, особенно, если менеджеры оказались нечестны и играли сразу за двух противников одновременно. Но чаще всего, если разобраться, в числе самых главных виноватых, оказываются сами владельцы бизнеса, ведь все провальные шаги были сделаны по их указаниям. Тут уже надо иметь мужество: взять всю вину на себя!

15. А как наказывать себя?
Думаю, что жизнь вас уже наказала, будь вы инвестор: вы потеряли деньги, будь вы менеджер: у вас в резюме неудачный проект, всем в данном случае лучше не наказывать себя, а извлекая ошибки из данных неудач, не зацикливаться на провале, а продолжать двигаться дальше!