Что делает вас счастливыми?

Тони Шей (Tony Hsieh)* широко известен как один из крупнейших новаторов в области интернет-маркетинга. За десять лет ему удалось вырастить онлайн-компанию с оборотом почти миллиард долларов в год и продать ее Amazon за 1,2 млрд. Однако CEO компании  Тони Шея прибыль не особо волнует. Его реальная забота — найти способы сделать сотрудников и клиентов Zappos счастливее. Другие бизнес-новаторы работают с программным кодом, микросхемами или молекулярными формулами. Но Шей решил: в силу того, что он работает с людьми как таковыми, его бизнес должен служить чему-то более сложному и непостоянному — счастью.

Теория счастья

«Я серьезно занялся наукой счастья», — говорит Шей. Этой теме он посвящает большую часть своей энергии. В целях исследования он часто спрашивает встречающихся ему людей, что делает их счастливыми (при этом себе он ставит восьмерку), читает литературу на эту тему. В особом почете — книга The Happiness Hypothesis Джонатана Хайдта (Jonathan Haidt). Хайдт оценивает величайшие религии и философские учения мира через призму социальных психологических экспериментов. Вывод, сделанный в The Happiness Hypothesis — мудрость древних и наука являются полезными инструментами в достижении удовлетворения. Тони работает над системой, которая сможет заменить как мудрость, так и науку, и пытается  разработать единую теорию счастья.

Конечно, никто не трудится в компании ради спасения души, но можно провести параллели между Zappos и религиозным культом. «Я думаю, у религии многому можно научиться», — говорит Шей. Тем не менее, в отличие от величайших религий мира, Единая Теория Счастья Тони Шея не подразумевает завершенности. Согласно этой Теории, счастье достигается при уравновешивании четырех основных составляющих:

  • осознаваемого прогресса
  • осознаваемого контроля
  • соотнесенности (совокупности связей и отношений)
  • связи с укрупненным видением (замыслом).

Центральное место в жизни Тони занимает его компания, поэтому тестирование теории проводится на сотрудниках Zappos. «У меня есть несколько концептуальных систем, я просто выясняю, как лучше их комбинировать», — говорит он. Очевидно, что Тони Шей близок к достижению хорошего результата: в рейтингах лучших рабочих мест журнала Fortune за 2011 г. и 2012 г. Zappos занимает верхние строчки. Сотрудники Zappos говорят о месте своей работы с религиозной страстью. Словосочетание «ключевые ценности» может вызвать у них эмоциональный монолог, а к своему руководителю они относятся так, будто он — рок-звезда или основатель культа. При этом понимание идеальной работы на предприятии Шея отличается от понимания в других компаниях, уделяющих много внимания условиям труда. Например, зарплаты в Zappos часто ниже среднего: рядовой сотрудник получает чуть более 23 тысяч долларов в год. Расходы, связанные с лечением, больничными, покрываются полностью, однако других преимуществ — типа детского сада на территории, оплаты обучения, пенсионных планов — здесь нет. Бесплатное питание для сотрудников в Zappos — это тарелки с нарезкой в маленьком кафетерии. Вместо того чтобы «покупать» лояльность работников, Шей создал корпоративную культуру, которая бросает вызов общепринятому пониманию этой самой лояльности.

Правила покера

Т. к. в настоящее время Тони Шей живет в Лас-Вегасе, то кроме бизнеса он активно изучает покер. Покер привлек его тем, что это  единственная игра, в которой играешь с людьми, а не с казино. По словам Тони, первые несколько месяцев изучения игры в покер казались и увлекательными, и трудными. Читая разные книги, осваивая базовые математические законы и получая опыт в игре с настоящими противниками, он начал замечать сходство между хорошей стратегией игры в покер и хорошей стратегией ведения бизнеса: «особенно размышляя о различиях между краткосрочным (то есть ориентацией на выигрыш каждой отдельной партии) и долгосрочным мышлением (когда придерживаешься стратегии правильного решения). Между покером и бизнесом я видел так много общего, что начал составлять перечень уроков, полученных мной в ходе игры в покер, которые могут быть применимы и к бизнесу». Он сформулировал несколько правил, общих для бизнеса и игры в покер:

  • Наиболее важное решение, которое вам нужно принять, — это выбрать стол.
  • Лучше поменять стол, если вы понимаете, что за вашим выиграть слишком трудно.
  • Прикидывайтесь слабым, когда у вас хорошие карты, прикидывайтесь сильным, когда они плохи. Знайте, когда блефовать.
  • Дифференцируйтесь. Делайте противоположное тому, что делают остальные за столом.
  • Играйте только тогда, когда вы можете позволить себе проиграть.

Тони призывает получать от бизнеса удовольствие, словно от игры. Игра в свою очередь доставит гораздо большее наслаждение, если отнестись к ней не просто, как к способу заработать.

Twitter
Тони Шей является активным пользователем сервиса Twitter. Каждый день он выдает поток шутливых сообщений в своем микроблоге. Например, перед выступлением на одной из конференций он запостил следующее: «Пролил колу на левую штанину, потом полил водой правую, чтобы выглядело, как будто так и надо». Записи в Twitter Тони кажутся чистой импровизацией, но на деле он минут 10 продумывает каждую из них перед публикацией. Тони призывает также сотрудников к использованию Twitter. Он был отмечен в качестве влиятельной фигуры в вопросе, как руководители высшего звена могут использовать Twitter для построения отношений с клиентами, партнерами и сотрудниками.

Тони понял, что Twitter можно использовать не только для того, чтобы быть в курсе событий и поддерживать связь с близкими людьми. Он решил, что микроблоггинг может помочь также для развития корпоративной культуры. Тогда Тони Шей написал специальное руководство для сотрудников Zappos по использованию Twitter. Сервис действительно оказался полезным, с его помощью были налажены более тесные связи как между сотрудниками, так и с клиентами. «И, когда вы создаете уполномоченную рабочую силу, которая является не только счастливой, но и фанатичной, размещение ее в передовых позициях социальных сетей, таких, как Facebook и Twitter, гарантирует, что миссия компании, цель и уровень культуры станут широко распространенными, поскольку социальные медиа — платформы для следующего поколения продаж, маркетинга и сервиса». Так, согласно текущему подсчету, 436 служащих Zappos используют Twitter, за постами Тони следуют более, чем 1,8 миллиона пользователей.

Атмосфера тусовки

Большинство топ-менеджеров строят компании по своему образу и подобию. Шей задает в своем бизнесе такие модели поведения, которым хотел бы следовать сам. В интервью газете TheNewYorkTimesТони Шей сказал: «Я хочу находиться в среде, где каждый чувствует себя, словно во время тусовки. Я не хочу проводить дистанцию между работой и игрой». Шей побуждает людей быть необычными и делает все возможное, чтобы соответствовать такой чудаковатой, вольной культуре. Шей водит своих сотрудников по ресторанам, но причина не в том, что ему нравится ночная жизнь. Просто он считает, что таким своим поведением он подает хороший пример. «Я хочу, чтобы в моей компании люди могли тусоваться вместе, — говорит Тони, — и чтобы, придя на следующий день на работу, они не волновались о своем вчерашнем поведении».

Тони Шей, конечно, получает прибыль от своей деятельности, но с точки зрения философии он понимает, что компания должна рождать страсть, а не только прибыль. Поэтому он стремится сделать что-то ценное и эмоционально значимое и чувственное — например, дарить людям счастье. Изучив науку счастья, Тони призывает людей задуматься над тем, какова цель их жизни. А ответив на этот вопрос, спросить себя: «Зачем это мне?». Тони утверждает, что, пройдя по цепочке вопросов «зачем?», в итоге мы получим один ответ: «Чтобы быть счастливым». Проанализировав свои самые яркие моменты счастья, Тони понял, что ни один из них не был связан с деньгами. Драйвером счастья для него всегда было что-то другое. Тони призывает использовать для управления бизнесом «науку счастья», ибо, чтобы клиенты были счастливыми, должны быть счастливые сотрудники.

*Тони Шей — CЕО компании Zappos.com, торгующей одеждой, обувью и аксессуарами через Интернет. Под его руководством компания, созданная в 1999 году, к 2009 году достигла оборота в миллиард долларов. В ноябре 2009 Zappos.com была приобретена компанией Amazon, стоимость сделки составила около 1,2 млрд. долларов. Ранее созданная Тони компания Link Exchange была продана корпорации Microsoft за 265 миллионов долларов.