Экономический кризис — время для бизнесвумен

Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся пять лет назад, продолжает набирать обороты. Для многих компаний это время выживания, ведь спрос на товары и услуги падает, а следовательно, финансовых ресурсов катастрофически не хватает. Казалось бы, о развитии новых направлений, а тем более об открытии нового бизнеса в это время не может быть и речи! Однако и в ХIХ, и в ХХ веке, особенно в его первой половине, мир пережил несколько международных финансовых кризисов, которые были и сильнее, и серьезнее того, что происходит сейчас, а истории известно немало примеров, когда предприимчивые люди сумели значительно увеличить свои доходы именно в кризисные периоды. На самом деле кризис открывает массу возможностей для тех, кто умеет думать и действовать. И несмотря на то что бизнес до сих пор считается прерогативой мужчин, женщины упорно продолжают завоевывать свои позиции в деловом мире. Почему мы заговорили о женщинах? Потому что в ситуации кризиса у женщин гораздо больше шансов проявить свои природные качества — предприимчивость и реалистичность. Потому что женщины по-другому реагируют на этот кризис — они становятся активными, решительными и даже агрессивными, иногда в силу обстоятельств, например: оставшись без работы, без средств к существованию, женщины вынуждены искать выход из создавшегося положения. Иногда это обусловлено стремлением к лучшей жизни, когда полагаться можно только на себя и на собственные силы. Тогда и появляются новые идеи, планы, осуществить которые возможно, только войдя в жесткий мир бизнеса.

Как женщине стать преуспевающим предпринимателем? Самое главное — это большое, огромное желание, именно его порой не хватает для достижения успеха, и целеустремленность — качество, которым обладали и обладают практически все известные бизнесвумен. «Удивительно, чего может достичь женщина, имея хотя бы немного целеустремленности», — говорила знаменитая Элизабет Арден, возможно, даже не предполагая, что этими словами раскрывает самый главный секрет своего успеха. Ее историю и предлагаем взять в качестве ориентира на то, как нужно развивать бизнес. К сожалению, спросить о чем-либо у самой Арден уже ничего нельзя, но, пользуясь открытыми источниками и анализируя факты, можно сделать собственные выводы о достижении успеха этой женщиной, имя которой, а точнее название марки «Элизабет Арден», известно многим, особенно женщинам, разумеется. Не спешите говорить, что это было совсем другое время, другие условия, секреты успеха потому и имеют значение, что актуальны во все времена, а женщина остается женщиной всегда — в любую эпоху.

Косметическая империя Элизабет Арден зарождалась в начале прошлого века. Сейчас, спустя столетие, женщин-предпринимателей практически столько же, сколько и мужчин, а тогда деловая карьера женщины была большой редкостью и требовалась большая смелость и амбициозность, чтобы решиться на такой шаг. В те времена женщине тяжело было основать даже мелкий бизнес и приходилось бороться со стереотипами, впрочем, и сейчас некоторые придерживаются мнения, что женщине не место в бизнесе. С другой стороны, косметическая ниша была почти свободна, а конкурентов у Арден было не так уж много. В наше время их несравненно больше, но, по крайней мере, уже есть на кого ориентироваться. Отметим и тот факт, что свой первый салон Арден открыла в период экономической нестабильности в мире. Бизнес канадской предпринимательницы жил и развивался и во время финансовых кризисов, следующих один за другим, и во время Первой мировой войны, и Второй, и в период Великой депрессии, эта марка стала известна во всем мире. Арден сделала ставку на женскую красоту и не ошиблась. Сейчас для этого тоже самое подходящее время: каким бы затруднительным ни было финансовое положение в семье, женщина всегда найдет возможность купить крем, помаду и другие косметические средства, ведь ни одна дама без них не обходится… даже когда в стране кризис. «Макияж делает женщин счастливее. Когда материальное положение заставляет тратить меньше на одежду, они тратят больше на помаду», — отмечала Арден. Вот вам и бизнес-идеи — распространение косметики, открытие салонов красоты и т. п. Бизнес-идея в кризисное время должна быть в первую очередь ориентирована на спрос. Нужно только изучить рынок, учесть конкуренцию и занять свою нишу.

Арден далеко не сразу поняла, в чем ее настоящее призвание. Она сменила не одну профессию, прежде чем заняться косметологией, стоит ли говорить, что все эти навыки пригодились в бизнесе. Чего стоит один только крем «8 часов», который изобрела Арден, взяв за основу мазь для лошадей, которыми всегда увлекалась.

Ваши увлечения и профессиональные умения можно и даже нужно использовать при выборе сферы деятельности в бизнесе. Например, если у вас педагогическое образование, то вам несложно будет заняться репетиторством или уходом за детьми, если владеете иностранным языком — стать переводчиком. Вы можете организовать компанию по предоставлению услуг переводчиков и репетиторов, частный детский садик или художественную школу. Образование детей всегда будет приоритетным для родителей, поэтому даже в кризис у такого бизнеса хорошие перспективы. Помимо этого, при любой экономической обстановке людям необходимы продукты питания, медицинские услуги. Все это можно смело брать на вооружение при открытии бизнеса в тяжелые времена. Наверняка найдется что-то, что вы умеете делать лучше других, нужно подумать, проанализировать ситуацию и начать действовать, потому что бездействие в кризис губительно. А самое главное — надо понять, кто ваши будущие клиенты, и с какой целью вы собираетесь реализовать свой проект, тогда все встанет на свои места. У Арден целевой аудиторией, как это принято сейчас называть, были женщины, причем состоятельные. Именно для них она старалась создать уникальный продукт и поднять планку своих салонов до элитного уровня. А цель — сделать женщин еще прекраснее. «Отнимите у женщины право быть красивой и естественной, и мир полетит в тартарары, — говорила Арден еще до основания своей компании. — Каждая женщина может быть красивой при условии: ее собственное желание плюс совет профессионала».

Арден стала этим профессионалом, но она также привлекала других профессионалов, в частности: ученых-химиков — для разработки новой продукции; лучших дизайнеров и художников — для создания роскошного интерьера и упаковки для косметики; специалистов по рекламе. Арден не экономила на том, что приносит прибыль, а без технического персонала можно было и обойтись. Еще один совет: кризис — самое время учиться тому, как зарабатывать деньги, чтобы иметь больший доход.

Вы очень рискуете, если во время кризиса действуете как обычно. Нужны новые идеи и новые проекты. Если у вас есть идея, которая сможет принести доход, — обязательно внедряйте ее, если нет — ее следует придумать. Мыслить нестандартно и уметь находить новое — необходимо в любое время, а в период кризиса это особенно важно.

Арден ввела должности, известные сейчас как консультант по макияжу и продавец-консультант, научила американок пользоваться декоративной косметикой, чтобы подчеркнуть природную красоту женщин. Это теперь мы знаем, что с помощью косметики можно творить чудеса со своей внешностью, а в те времена тушь и помаду использовали в основном актрисы. «Быть красивой и естественной — неотъемлемое право каждой женщины, — говорила Арден. — Я просто даю возможность этим правом воспользоваться». Заметим, такой взгляд, как никогда, актуален сегодня: нужно быть на одной волне с потребителями, не указывать им, что делать, а только помогать и советовать.

Затем Арден открыла первый курорт красоты и здоровья — спа-салон. Сейчас спа-салонами, конечно, уже никого не удивишь, но почему бы не взять на вооружение идею Арден предлагать в таких салонах более широкий перечень услуг и проводить не только косметические процедуры. У нее дамы занимались и танцами, и йогой, и спортом, сидели на диетах, получали консультации по питанию и уходу за собой, т. е. все в комплексе. Для женщин важна не только сама косметика, но и атмосфера, созданная вокруг нее, нечто новое и модное. Моду тоже нельзя сбрасывать со счетов. Например, Арден ввела моду на красную помаду во время Второй мировой войны — под цвет формы американских женщин, служивших в армии. Это был тренд. А в годы Великой депрессии и не думала снижать цены на дорогую косметику, упрощать дизайн ее упаковки и отказываться от лебединых пуховок в пудрах. Как ни странно, это приносило доход, и стоит задуматься почему.

Кстати, и первый спа-салон для элиты был открыт в 1934 году — в самый разгар Великой депрессии, когда люди теряли работу, когда разорялись компании, когда мир буквально рушился. Арден называли не иначе как сумасшедшей, но она не просчиталась — женщины продолжали заботиться о внешности, повышая свою самооценку и стараясь достойно пережить тяжелые времена. Красота — страшная сила, красота спасет мир. Какие еще нужны доказательства правдивости этих слов? Арден тогда было 50. Никогда не поздно запускать стартапы, впрочем, она делала это всегда, стремясь изобрести нечто особенное. Еще один секрет ее успеха состоит в том, чтобы создавать что-то необычное, то, перед чем люди не могут устоять. Это и крем «шелковые чулочки», имитирующий нейлоновые чулки, появившийся во время Второй мировой войны, это и идея выпускать косметику по линиям, это и кейсы с косметикой для удобства ее использования в поездах и автомобилях, это и процедуры для тела, это и создание учебных фильмов, демонстрировавшихся перед сеансами кино (нам уже успели надоесть рекламные ролики!). Однако были и упущения — например, Арден не придала значения телевидению, которое зарождалось в начале прошлого века. Зато с успехом пользовалась другими средствами для рекламы — вела свою передачу на радио, а в целях изучения рынка путешествовала по Европе и отправляла туда своих консультантов рекламировать косметику, когда таких понятий, как маркетинг и пиар, еще не существовало.

Маркетинговой находкой Элизабет стало и то, что ее кремы продавались в 17 раз дороже себестоимости, просто потому, что Арден обратила внимание: для клиенток цена — основной показатель эффективности. Однако следует учитывать и соотношение «цена — качество». Это один из примеров умения менять ракурсы, которым, кстати, пользуются многие креативные бизнесмены. Удачный маркетинговый ход, хотя и очень рискованный, — открытие косметического салона в самом центре Нью-Йорка, на Пятой авеню, дорого, но по соседству располагались известные рестораны и эксклюзивный магазин женской одежды. Арден сделала цены на услуги несколько ниже, чем в салоне, где работала раньше, и придумала на этикетке каждой баночки писать название фирмы — это было инновацией.

Сейчас любой бренд-менеджер знает, что без легенды, без мифа невозможно создание бренда. Чем больше людям известно о чем-то, тем меньше они проявляют интерес. Элизабет, очевидно, интуитивно поняла это, придумав историю о таинственной владелице салона, которая путешествует по всему миру и собирает древние рецепты. Говорят, что салон Арден стал популярен буквально за один день. Неважно, что впоследствии завистники, узнав о том, что Арден проводила эксперименты на кухне, пытаясь создать чудодейственный крем, называли косметику фирмы «красота из кастрюли». Главное было уже сделано.

Зачем же нам отказываться от опыта предыдущих поколений? Его можно использовать и сейчас, но мало знать, нужно делать! И разумеется, подмечать то, что происходит вокруг. Первое, что увидела Арден в Нью-Йорке, приехав покорять Америку, — множество красивых автомобилей, кинотеатров, рекламы и шикарных женщин, все это в полной мере и было задействовано в бизнесе. А еще… светофор. Красный свет светофора, перед которым останавливались машины, навел Арден на мысль о том, что перед дверью салона люди будут останавливаться как вкопанные, если ее покрасить в красный цвет. Идеи витают вокруг нас, надо лишь уметь извлекать пользу из того, что другим кажется обычным и непримечательным, научиться смотреть по-новому на очевидные вещи, менять ракурсы. Мы тоже можем найти свою «фишку», какой-нибудь элемент, который отличал бы нас от других, некий символ. Какой? Это зависит от деятельности компании, от корпоративной культуры, от нашей личности, в конце концов. Здесь не может быть конкретных рекомендаций, иногда нужно просто оглянуться вокруг, возможно, идея придет сама.

Возникла же у Арден ассоциация со светофором: красный свет — стоп! И у двери нужен «стоп», она должна быть красной. Не обязательно делать акцент на цвете, можно подумать, например, над формой или над атрибутикой, и совсем не требуется изобретать что-то необычайно оригинальное, главное, чтобы это было присуще только вашей компании, чтобы вас узнавали по этому признаку. Например, синяя роза. Почему роза и почему именно синяя? Ну, предположим, у вас цветочный магазин, и только у вас продаются редкие синие розы.

Единственным препятствием может стать недостаток воображения и неуверенность в себе, в собственных силах. Тем не менее, динамичность, способность генерировать новые идеи — качества, которые даны женщине от природы, не будем забывать об этом, а еще о том, что, по статистике, к предпринимательскому старту более склонны мужчины, но они менее успешны на стадии выживания компании, а значит, именно сейчас для женщин настало время реализовать свои скрытые возможности. В мире бизнеса, изначально созданном для мужчин, женщины действуют более утонченно, более изящно, осмысленно и гибко, используя все свои преимущества, а интуиция, проницательность, умение чувствовать потребности людей — оказываются порой полезнее, чем холодный расчет. Однако зачем соревноваться с мужчинами, лучше поучиться у них деловым качествам, которые обязательно пригодятся в работе. Сегодня самым распространенным женским бизнесом остаются салоны красоты, парикмахерские, сфера розничной торговли, питания, наиболее полно можно проявить себя там, где требуется внимание к каждой детали. Если вы понимаете, какова ваша цель и ради чего вы ее хотите достичь, действуйте, ведь перед глазами немало примеров успешных женщин.
Елена Малетина

Справка

Элизабет Арден — канадская предпринимательница, основательница косметической империи в США. Правительство Франции наградило Арден орденом Почетного легиона. Журнал Time назвал ее одной из первых бизнесвумен в мировой истории. Настоящее имя — Флоренс Найтингейл Грем. Родилась в семье канадских фермеров. Империя Elizabeth Arden к моменту смерти хозяйки, в 1966 году, оценивалась в 60 млн. долларов. Корпорация Elizabeth Arden Inc. существует и в настоящее время.