Автор - Опалев Сергей Владимирович — топ-менеджер крупных компаний федерального значения нефтехимического, металлургического и газового секторов.
1. Какие типажи помощников Вы наблюдали за время своей работы на руководящих должностях?
Действительно, существует несколько типов помощников. Вот те, что я встречал на своем пути, правда, не все они были лично моими.
Тип первый — «серая мышка». Говорит тихо, выглядит серо, возраст неопределенный, неактивна. Исполнительна, но не более. Чем-то все время занята, но результатов ее труда не видно.
Тип второй — «воздыхательница». Тайно влюблена в шефа, хотя он никакого повода никогда не давал. Все сказанное им воспринимает с открытым ртом, со всем согласна, никогда не переспросит, не уточнит, и от этого часто делает что-то не так.
Тип третий — «мамаша в законе». Авторитет ее велик и непререкаем. Позволяет себе повышать голос на коллег, часто прикрывается именем шефа. Считает, что знает все, всегда и обо всех. Считает себя незаменимой, уверена, что вся компания держится только на ее плечах.
Тип четвертый — «просто жуть». Многое совпадает с вариантом № 3, но только в более агрессивной форме. Полностью подчинила волю руководителя своей, и уже непонятно, кто тут руководитель. Сотрудники понимают, что вначале нужно заручиться ее поддержкой, а только потом идти к руководителю с вопросом.
Тип пятый — «правая рука». Вот уж действительно помощница, трудяга, профессионал и просто приятный человек. Особенно это понимаешь, когда она отсутствует на рабочем месте.
2. Какие типажи помощников подходят именно Вам?
Вариант № 5. Приятно и необходимо иметь дело с профессионалом, на которого ты можешь положиться как на себя.
3. В каких ситуациях помощник может стать «вторым лицом» в компании? Какие для этого необходимы знания, условия, время и пр.?
Не считаю, что есть ситуации, когда это возможно. Все-таки «второе лицо» компании — это заместитель руководителя, а иначе зачем вообще он есть?.. Хотя, наверное, такое возможно в компаниях небольшого формата, когда один работник совмещает функции нескольких. Например, жена руководителя и помощник, и главный бухгалтер. Ну чем не «второе лицо»?
4. Какие знания Вы цените в помощниках?
Если выразить одним словом, то компетентность.
5. Для многих сотрудников сложно разделять дела на срочные/важные... Как верно определить, что срочно, а что важно?
Абстрактно ответить на этот вопрос сложно. Тут нужна привязка к конкретике. В каждом конкретном случае свой алгоритм действия.
6. Принцип Эйзенхауэра: срочное не бывает важным, важное не бывает срочным... Поспорите?
Рассматривая этот принцип, наверное, можно защитить кандидатскую диссертацию. Жизненные ситуации крайне разнообразны, это как разделить мир на белое и черное. Правда где-то посередине.
7. «Сильные» люди нередко конфликтны, как подобрать себе «сильного» и неконфликтного помощника?
Вот тут я не согласен. Сильные люди не конфликтны, они требовательны. Сильные руководители подбирают себе сильную команду профессионалов. Это задача для сильного HR.
8.Что важнее в помощнике — исполнительность или инициативность?
И опять вопрос с подвохом. Важнее разумное и достаточное сочетание этих двух качеств.
9. Какие задачи можно делегировать помощнику полностью?
Прежде чем что-то делегировать, нужно быть уверенным в этом человеке на 110%. А так — практически все, что связано с административной работой и не связано с бизнесом.
10. Как правильно расставаться с помощниками?
А зачем с ним расставаться, если он полностью устраивает руководителя? А если нет, то есть ТК, и это задача для отдела персонала.
11. Портрет «идеального помощника» существует?
Если имеются в виду его внешние данные, то меня это интересует в последнюю очередь. Прежде всего — деловые качества.
12. Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом... Хороший помощник — это руководитель в перспективе?
Наверное, в отношении солдата и во времена Суворова это работало. В современных условиях сильной диверсификации это не то чтобы неосуществимо, скорее, мало необходимо. Помощник, как и менеджер, отвечает только за свой участок работы. Руководитель же отвечает не столько за себя, сколько за организацию работы группы сотрудников. И тут важны прежде всего инициативность и организаторские способности. Не всякий хороший на своем месте менеджер способен стать хорошим руководителем. Слишком разные задачи, и для их решения нужны люди с разным менталитетом. Хотя в каждом правиле есть свои исключения.