Как пережить увольнение

Введение
Работа занимает у человека бо?льшую часть жизни. Посчитайте, сколько времени в день вы тратите на работу (дорога, работа, обед) и сколько времени вы тратите на семью, себя, сон?

Как бы нам ни хотелось, но от работы во многом зависит наше душевное состояние и наша жизнь вне работы, так называемая «зона комфорта».

А. Увольнение — это ведь не католический брак на всю жизнь?

У каждого человека есть своя «зона комфорта», которую он постоянно пытается поддерживать. К работе это тоже относится, т. к. у каждого человека есть способности, амбиции, знания, навыки, которые он пытается реализовывать для внутреннего удовлетворения. И если работа перестала приносить удовлетворение — достигнут «потолок», не устраивает оплата труда и многое другое, каждый для себя принимает решение о смене работы. Естественно, донести причину ухода до руководства очень тяжело, т. к. у руководства своя «зона комфорта».

Б. Но почему же в нас так много иллюзий в отношении новой работы и компании?
В. Почему мало кто из нас реалист в этом плане?

Как говорится: «Там хорошо, где нас нет». Каждое новое место работы мы воспринимаем как лучшее предыдущему, но через некоторое время мы и на новом (уже старом) теряем свою «зону комфорта». Почему же так происходит? Чаще всего из-за того, что мы идеализируем новое место, не знаем о подводных камнях и течениях новой компании. Новая работа — необходимость заново привыкать к окружению и выстраивать коммуникации, вновь доказывать свою ценность как профессионала. Иногда именно из-за этого и происходит потеря «зоны комфорта», или мы не рассчитали силы.

1. Увольнение — это конец карьеры человека или ее начало?
Увольнение может быть как по инициативе сотрудника, так и по инициативе работодателя. Первое, естественно, более выгодно для сотрудника, т. к. это осознанный и подготовленный шаг. Последнее наименее выгодно, т. к. «зоны комфорта» сотрудник лишается достаточно скоропалительно и без предварительного осознания и подготовки. В любом случае увольнение — это и конец, и начало. Конец последнего этапа и начало нового.

2. В чем еще можно найти позитив в увольнении для человека?
Увольнение — осмысление последнего этапа и определение следующих шагов. Если сделать проекцию на игру, то увольнение — переход на следующий уровень. Каждый последующий уровень сложнее предыдущего, но человек подготовлен, т. к. есть дополнительное оружие (навыки, умения, знания), которое поможет ему пройти следующий уровень и продолжить дальнейшее развитие.

3. Как бы Вы рекомендовали всем нам «пережить» этап увольнения в случае его неизбежности?
Как говорится в известной крылатой фразе: «Расслабься и попытайся получить удовольствие». Данное шутливое утешение может помочь в ситуациях, когда избежать неприятного развития событий не представляется возможным. Из любой ситуации надо выходить с минимальными потерями для себя, чтобы потом не тратить времени и сил на восстановление.

4. Вступая в новую компанию, что и как стоит думать и делать, готовиться к неизбежному увольнению?
С первых дней работы на увольнение настраиваться точно не стоит, ведь «как корабль назовешь — так он и поплывет». Первоначально надо осмотреться, выстроить доброжелательные отношения с коллективом. С «оригинальными» идеями и нововведениями стоит повременить, нужно понять, а действительно ли эти изменения нужны. «Завоевывать Спарту» не нужно, а наладить отношения, чтобы добиться максимально продуктивной работы, стоит. И не нужно забывать о самом главном — о рабочей этике.

5. Как стоит вести себя в плане «готовности» к увольнению перед собственником? (Он-то хочет вашей преданности его компании навеки!!!!..)
В последнее время именно собственники становятся инициаторами разрыва отношений с топ-менеджментом. Мало кто ждет преданности навеки, все ждут оперативных изменений и прибыли.

6. Вот оно — увольнение — произошло… Вы свободны… Каков алгоритм действий, если вы топ-менеджер и профессионал?
У каждого профессионала свой «рецепт». Конечно, первое желание это отдохнуть, но отдыхать можно и в процессе подбора нового места работы. Сразу же подходящее новое место не появится. Самое главное определить направление деятельности, в котором хочется дальше развиваться. Возможно, захочется что-то кардинально поменять. Как вариант можно обратиться в одну из ES-компаний, которые оказывают услуги по подбору позиций и тесно работают с кандидатом. Есть еще одна интересная вещь, которая в последние годы достаточно популярна у топ-менеджмента — self-branding. Многие создают собственные сайты, ведут блоги, издают книги, пишут статьи, дают комментарии в качестве эксперта, выступают на семинарах, конференциях, круглых столах, занимаются преподавательской деятельностью в бизнес-школах.

7. Сколько по времени «безопасно» отдыхать и «отходить» от стресса или пресса предыдущей работы?
Парадокс, но работодатели всегда косо смотрят на безработных кандидатов. Каждый сам себе определяет «безопасное» время для отдыха. Это может быть 3 месяца, полгода, год.

8. Собственники, как правило, не любят давать лестные рекомендации своим бывшим топам?.. Почему? Что и как стоит делать ради будущих хороших рекомендаций?
А нужны ли рекомендации? У нас чаще с удовольствием расскажут о промахах, неудачах, чем о заслугах, успешных проектах. Читая на просторах Интернета очередной очерк о том, как же грамотно увольнять профессионалов и топ-менеджмент, обратила внимание на цитирование китайской пословицы, очень она мне понравилась, в ней все сказано: «Не спеши хвалить человека с прекрасной репутацией, пока сам не познакомишься с ним поближе — он может оказаться подлецом, скрывающим свое лицо. Не спеши бранить человека с дурной репутацией, пока не узнаешь его ближе — он может оказаться жертвой поклепов».

9. А может, «наплевать» на эти рекомендации?
Иногда лучше «наплевать». Есть английская пословица: «Handsome is as handsome does» — «Красив тот, кто красиво поступает». Русские аналоги: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож», «О человеке судят не по словам, а по его делам».

10. Какие выводы следует делать из увольнения (очередного)?
Увольнение — не конец, а только начало или продолжение карьеры. Нужно сохранять бодрость духа. Всегда найдутся компании, которым именно такой уровень знаний и компетенций необходим и достаточен.