Социальные сети в рабочее время — вы «за» или «против»?

Фирменные рецепты у каждого повара свои. И только он знает, в какой приправе, настроении или звучащей во время приготовления мелодии заключается секрет отличного блюда.

Точно так же и в бизнесе — у каждого руководителя свои методы управления, в каждой компании — своя «кухня». Может ли корпоративная социальная сеть стать основным ингредиентом блюда, или же она остается приятным, но совсем не обязательным украшением? Как розочка на торте, скажем…

Многие компании блокируют доступ к социальным сетям в рабочее время. Другие же, наоборот, запускают собственные сети, поощряя общение сотрудников по профессиональным и личным вопросам. Мнения насчет необходимости внедрения также могут различаться: кто-то видит только плюсы в том, что сотрудники всегда остаются на связи и вовлечены в процесс в любое время, кто-то же, напротив, считает, что социальные сети отвлекают работников от выполнения их основных обязанностей и можно прекрасно обойтись без них. Однако и те и другие признают, что социальные сети — это мощный тренд в коммуникации, не только в частной жизни, но и в жизни корпоративной. Это же демонстрирует и коллекция проектов, выдвинутых на соискание премии INTERCOMM-2013. Мы решили обсудить актуальность социальных сетей как инструмента коммуникаций с партнерами и участниками премии этого года. Насколько же полезна корпоративная социальная сеть для решения реальных задач бизнеса, или это скорее инструмент социализации и мотивации?

По мнению Андрея Данкевича, директора по маркетингу компании DaOffice, корпоративная социальная сеть — полноценный бизнес-инструмент, но еще до внедрения его в компании очень важно четко понимать, какой результат должен быть в итоге. Например, стоит задача скорейшей адаптации новых сотрудников. Корпоративная социальная сеть в этом случае прекрасно дополняет традиционные системы обучения (дистанционные или очные тренинги, курсы, семинары и т. д.) именно появлением социальных связей. Например, развивается наставничество — более опытные сотрудники помогают новичкам, отвечая на их вопросы в социальных сетях, начинает работать программа адаптации, причем касается это не только навыков, знания продукта или умения обслуживать покупателя, но и адаптации внутри коллектива. Человек сразу становится участником и членом команды, при этом довольно легко понять, насколько он влился в команду и готов ли взаимодействовать с коллегами.

DaOffice — первая отечественная корпоративная социальная сеть — сфокусирована именно на социальных инструментах. Здесь точно так же, как в привычных многим Twitter, Facebook и Instagram, есть #теги и @имена, можно ставить «лайки» и рекомендовать друзей, опросы или интересные материалы. Корпоративная сеть является хорошим инструментом для социализации, однако, по мнению разработчиков, важно, чтобы это не стало самоцелью. Для этого стоит интегрировать элементы социальных сетей в другие IT-системы, чтобы пользователи вовлекались в существующие бизнес-процессы.

Возьмем для примера систему управления инновациями. Во многих современных компаниях сбор идей сотрудников так или иначе присутствует. Корпоративную социальную сеть в этом случае можно использовать как инструмент для первичного сбора идей от сотрудников и дальнейшей передачи данных в «большую» систему по управлению идеями и инновациями. Польза от такой интеграции в том, что каждая из систем занимается своим делом. Легкая в использовании КСС создает большой поток идей за счет большей вовлеченности сотрудников, а сложная экспертиза делается через полноценную систему управления инновациями. Кроме того, корпоративная социальная сеть делает процесс подачи и голосование за идеи открытым и прозрачным. Таким образом, компания становится более инновационной, вовлекает сотрудников в процессы изменения бизнеса. Это, с одной стороны, дает большое преимущество для бизнеса, так как появляется возможность реализовывать те изменения, которые полезны и важны для сотрудников, а с другой — является дополнительной мотивацией для них же. «Моя идея реализована, я внес свой вклад в развитие компании» — это очень сильный мотиватор.

Эту точку зрения поддерживает и Александра Попова, ведущий специалист отдела внутренних коммуникаций ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК» (участник премии INTERCOMM-2013). По ее мнению, ценность корпоративной социальной сети в том, что привлечение сотрудников к решению важных вопросов мотивирует каждого на раскрытие собственного потенциала. «Можно также отметить, что у сотрудников появляется чувство ответственности за бизнес, которое позволяет им взглянуть на компанию глазами собственника и научиться принимать важные решения исходя из выгоды для организации», — подытоживает она.
Вообще, систем, с которыми можно интегрировать КСС, довольно много. Однако здесь очень важно выбрать именно те, интеграция с которыми будет действительно востребована, превращая КСС из просто среды для коммуникаций в среду для повышения эффективности сотрудников.

Такой средой для повышения эффективности сотрудников стала внедренная в ОАО «Лето Банк» социальная сеть letobook. Социальная сеть здесь является главным и основным носителем всей информации, которая генерируется внутри банка и используется в первую очередь для оптимизации и совершенствования рабочих процессов — все внутренние процессы, от выдачи сотрудникам новой униформы до исчисления процентов по кредиту, в открытом доступе обсуждаются в сети. Все идеи принимаются к рассмотрению, те, что действительно стоят того, чтобы их воплотили в жизнь — реализуются, авторы идей получают благодарности от первых лиц, и это является мощнейшей стимулирующей и мотивационной программой.

«Для нас letobook стал отличной площадкой для коммуникации во всех направлениях, как горизонтально между коллегами из разных подразделений и регионов, так и вертикально между сотрудниками и руководством банка. Благодаря этому мы не только знаем, что происходит во всех уголках нашей сети, но и можем оперативно сигнализировать о своих проблемах, реагировать на эти сигналы, обсуждать возможные варианты развития той или иной ситуации и принимать оптимальные решения. Мы смогли избежать оторванности головного офиса и топ-менеджмента банка от реальных чаяний и проблем сотрудников наших региональных точек продаж — то есть уйти от распространенной коммуникационной проблемы всех больших компаний федерального масштаба. В социальной сети вся внутренняя жизнь банка видна как на ладони, любое событие, любая трудность сразу становятся достоянием общественности, и в этом скрыты огромная сила и большие возможности для развития и совершенствования», — рассказывает Алина Морозова, лидер по внутренним коммуникациям и интернет-проектам ОАО «Лето Банк».

По ее словам, один из законов, на которых строится общее пространство банка, заключается в том, что каждый сотрудник должен быть услышан. Для решения этой задачи корпоративная социальная сеть подходит идеально.

Статистика радует — в сети letobook зарегистрированы 87 % сотрудников банка. Ежедневно сетью пользуются от 27 до 50 % из них. Для сравнения — у самой популярной в России социальной сети «ВКонтакте» этот же показатель составляет 18 % (по данным на 18.02.2013 общее количество аккаунтов «ВКонтакте» составило 226 млн, а ежедневно в сеть заходило 42 млн).

Если же говорить об общих показателях эффективности, сформированных на основании опыта компаний, которые используют корпоративные социальные сети в течение более длительного времени, то в коллективах, где существует корпоративная сеть, снижается «текучка», сотрудники, которые часто пользуются соцсетями, обладают более высоким уровнем знаний и навыков в сравнении со своими менее активными коллегами. Кроме того, открытое пространство, коим является социальная сеть, способствует эффективному течению всех процессов — потому что именно на такой площадке сразу очевидны все скрытые проблемы, такие как пробелы в знаниях персонала, недостаточно отлаженные процедуры или регулярные технические сбои.

Согласны с этими выводами и эксперты. Софья Семенова, руководитель направления внутренних коммуникаций и бренда Volvo Group (член экспертного совета премии INTERCOMM-2013), считает, что корпоративная соцсеть — прекрасный инструмент для управления и мотивации персонала, а также для организации совместной работы над проектами, хранения и обмена информацией, управления знаниями внутри организации. «Корпоративная социальная сеть переносит в бизнес-среду все преимущества социальных сетей: скорость обмена информацией, интуитивная простота и доступность, дружественный интерфейс, поддержка мобильных устройств, гибкий инструмент подписок, возможность спросить совета, легкость при создании новых контактов, использование базы знаний в общем доступе и коллективного интеллекта для решения задач», — отмечает Софья Семенова.

Итак, в чем же причина востребованности социальных сетей? В том, что информация в них распространяется очень быстро, или в том, что доверие к мнению и советам участников сети — высокое, а может быть, в том, что они дают большие возможности для работы с удаленными сотрудниками и прекрасно мотивируют персонал на раскрытие собственного потенциала? Ответов на этот вопрос может быть много, и они могут кардинально различаться. Ясно одно, корпоративные социальные сети — это мощный инструмент, который при правильной постановке цели дает отличные результаты.
_____
DaOffice — партнер премии в области социальных решений, в конкурсе INTERCOMM-2012 социальная сеть NVISION GROUP, созданная на платформе DaOffice, завоевала первое место в номинации «Особый взгляд».

АВТОР СТАТЬИ: Яна Харитонова
Сайт Премии: http://www.internal-communicator.ru/