А ваш шеф – «Баран» или «Лев»?

«Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном» (Наполеон).

Наполеон сказал эту фразу, актуальна ли она применительно к бизнесу сегодня?

Гуса Хиддинка обычно приглашают возглавить «войско баранов»... Он делает небольшие кадровые комбинации... и ПОБЕЖДАЕТ! (Как в случае со сборной Южной Кореи.) И таких примеров немало. Но не все, видимо, так просто здесь, иначе бы...

Предлагаем поразмышлять над данной дилеммой в разрезе бизнеса.

1. Применительно к бизнесу – с кем же может воевать «войско львов»?

По моему мнению, «войско львов» может воевать со всеми: как с «баранами», так и со «львами». Ведь «лев» – животное смышленое и, несмотря на ходовые комбинации управленца-«барана», не теряется никогда, ни при какой ситуации и находит выход. Здесь главное – «барана» направить на нужные ворота. И опыт показывает, что у «львов» это получается.

2. Почему «львы» не выберут своим вождем самого сильного и умного «льва», а порой становятся ведомыми у «барана»?

У «львов» всегда в крови индивидуализм и дух соперничества. В душе и голове «львы» понимают, что выбрав «льва» – сильного – и поставив его в качестве предводителя, им придется как-никак подчиняться, и он будет превалировать над ними, а «львы» ох как этого не любят. Именно поэтому они лучше «попилят» сферу деятельности и будут «подчиняться» «барану», чем отдадут управление в руки сильного соперника своей масти.

3. Всегда ли «бараны» выбирают своим вождем «барана»?

Не всегда. Здесь, опять же, судя по опыту, хочу сказать следующее: бывает и такое, тогда компании настает полный крах, если, конечно, не появится «баран» с сильным характером, который попытается удержать бизнес на плаву.

4. А бывает ли такое в бизнесе: «баран» создал бизнес и... решил пригласить порулить им «льва»?

Бывает, еще как. Зачастую такие, казалось бы, курьезные случаи случаются в мелком и среднем видах бизнеса, но порой можно наблюдать и в крупных. Здесь можно и судить об умственных способностях «барана», «мясо» у него есть, а вот распорядиться им грамотно он не может.

5. Что последует, если «баран» пригласит порулить «барана», обсуждать не будем (понятно без слов). А вот что бывает, когда «баран» приглашает варяга – «льва»?

Смотря еще с каким характером попадется «лев». Хитрый и жадный подомнет бизнес под себя, или, как минимум, будет иметь большую долю мяса, а честный «лев» будет просто делиться с «бараном». Причем «лев», а не «баран». Но, как показывает опыт работы многих российских, да и, что греха таить, зарубежных фирм, «львы» зачастую вытесняют таких «баранов», рано или поздно и встают на их место.

6. «Войско баранов» – обидное словосочетание, но ведь порой в бизнесе мы реально наблюдаем некомпетентность, равнодушие к судьбе компании, непрофессионализм…

Да, часто встречаешь такую картину. Мое мнение: все зависит от каждого зверя. И каждый случай в глубине своей индивидуален. На мой взгляд, мир наш стал более материален, отсюда все и пошло. Человек, работающий в компании, должен действительно проникнуться своей работой и выкладываться на полную катушку. А когда с первого собеседования у человека в глазах одни только деньги и нет идей, энтузиазма, тогда и получаются такие «войска баранов». Все зависит от команды. Порой даже один человек может потянуть команду вниз и превратить в «войско баранов». И еще мое мнение, что финансовая составляющая не менее важна, и в каждой работе должна присутствовать мотивация. Будет мотивация от вождя, будет и результат.

7. Как формируются дивизии, полки и армии «баранов»? Откуда они берутся, когда вокруг идет война – конкуренции среди компаний и битва за персонал?

Прежде всего, они формируются из-за некомпетентности. Яркий пример – «дама с собачкой» из министерства обороны. Что греха таить, когда зачастую руководящие посты занимаются за родственные связи, знакомства и красивые глазки! Отсюда и многочисленное количество «баранов». Которые в большинстве своем не проходят естественный отбор и съедаются «львами».

8. Можно ли, следуя утверждению по сути политика, поставив во главе, например, «АвтоВАЗа» «льва», победить «Рено», «Ситроен», «Форд» (обладателей 80 % автопатентов)? И ведь сейчас приглашен Карлос Гон – «лев», спасший «Ниссан»?

По сути можно, но и команда должна состоять изо «львов», а на это нужно время. Как известно время – лучший лекарь. Главное, чтобы «бараны» поначалу не сильно сопротивлялись.

9. «Фиат» и без «льва» сделал новый дизельный двигатель «Пунто», лидер продаж в Европе сейчас. Или там «лев» в тени?
Да, мое мнение, что именно этот «лев» и есть Андреа Формика, ранее возглавлявший концерн «Тойота» (европейское подразделение), пришедший в «Фиат» в 2010 году. Кадровые перестановки вдохнули жизнь в эту компанию. А ведь известно, что рыба гниет с головы. Здесь случай обратный. Вовремя принятое решение помогло компании повысить свои обороты и тем самым выйти на совершенно новый уровень динамичного развития, которого «Фиат» не достигал за последнее десятилетие.

10. А как «лев» перестраивает боевые порядки в войске «баранов»?
С «баранами» «льву»  поначалу всегда сложно. Главное, найти близкого хотя бы немного по характеру «барана», а там и заручиться его доверием. Второй способ, метод кнута и пряника, – эффективен, но помогает не всегда.

11. Но ведь далеко не всем «львам» удается перестроить персонал, состоящий из «баранов»?
Да не всем, но что поделать, на то они и «бараны»! В таком случае надо менять тактику либо предводителя. Другого выхода я не вижу.

12. Какие шаги, действия, процессы, технологии запускают успешные «львы», возглавляя «баранов»?
Прежде всего – поэтапная перестройка, резких движений в случае с «баранами» применять нельзя. «Львы» заручаются их доверием, а уж потом, используя свою власть, расставляют все точки над «и». Но к «баранам» нужен индивидуальный подход.

13. Какие ошибки допускают «львы», терпящие фиаско в попытке перестроить «баранов»?
Прежде всего, проявление напористости и агрессии. От «баранов» нельзя требовать максимально быстро перестроиться. Им нужен период адаптации и привыкания, чтобы они стали «ручными барашками», тогда и вести их и управлять ими будет гораздо проще.

14. Порой и «бараны» с войском «баранов» побеждают «львов» с войском из «львов»? Жизнь непредсказуема?
Да, жизнь такая штука. Но, мне кажется, здесь просто воля случая, судьбы. Звезды на небе так сходятся, и случаи таковые единичны. Все встает на круги своя, и разовая победа ничего не значит.

15. Наполеона «нашли» в провинции... А где и как сегодня «находить» «львов»?
Вопрос философский.
Считаю, что «львов» находить не стоит. Животные гордые и самолюбивые, они, как настоящие хищники, чувствуют запах крови и всегда появляются в нужный момент в нужном месте.

16. Проверить, не ошиблись ли с выбором, можно только в реальном бою?
Можно и устроить тренировку, но практика показывает, что только реальный бой поистине помогает оценить все слабые и сильные стороны и лишний раз убедиться в правильности или расторопности своих действий. Ведь на войне как на войне. И бой всегда начинается неожиданно.

17. «Старых баранов» в бизнесе, как правило, не бывает (погибают в боях), а вот «старых львов» ведь немало?
«Старых львов» много, но они, как правило, всегда знают себе цену и к ним всегда нужен особенный подход.

18. «Старого льва» ведь непросто уволить (авторитет, связи, потеря имиджа акционера), но и что с ними делать?
Остается только договариваться мирно, «лев» – животное умное, с ним по- доброму – и он так же, здесь главной ошибкой зачастую может служить крах войска, а этого нельзя допускать ни при каких обстоятельствах. Всегда идти на компромисс со «львом» и достигать консенсуса – вот что надо делать в такой ситуации, никогда не выводить «льва» на агрессию.

19. Ваши советы о том, как не допустить в компанию критической массы «баранов»?
Прежде всего – строгий естественный отбор. Да и предводитель, я считаю, не должен быть «бараном», яблоко от яблони недалеко падает, и коллектив зачастую берет пример с руководства. Поэтому личный пример и естественный отбор – те козыри, которые помогут сохранить компанию на ногах.

20. Как растить «львов» и как удерживать их в вашем «войске»?
«Львов» растить – дело хлопотное, уйдет много мяса, но оно того стоит. Прежде всего, хорошо «кормить», если подрастающий «лев» того заслуживает, стимулировать и, конечно же, обучать. Объединять «львов» в прайды, чтобы они перенимали опыт. Но опять же, не забывать про метод кнута и пряника, он в таком случае поможет как никогда. Наглядно убедился, что именно таким образом и появляются «львы», в моем случае – это «львицы», но сути дела это не меняет.

21. Главный герой в этом утверждении – «лев». Что же и кто, на Ваш взгляд, подходит под этот собирательный образ?
Прежде всего – смышленый, знающий себе цену. «Лев» никогда не пойдет на уступки врагу, свой прайд никогда не оставит в беде. Всегда идет нога в ногу с ним. Умеет принимать оперативные решения и легко ориентируется в пространстве, легко подстраивается под изменения. Я думаю, что это – основные черты, присущие настоящему «льву» в мире бизнеса.