Лидерству и успеху можно научить
С. Мясоедов (интервью)

: Сфера бизнес-образования весьма динамична в своем развитии. Какие изменения за последние несколько лет были внесены в учебные программы ИБДА?
   – Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Это очевидная закономерность. Учебные программы, чтобы сохранять конкурентоспособность на рынке, должны развиваться вслед за изменением запросов наших слушателей.
   Сегодня в аудитории пришли люди, прекрасно понимающие, к чему они стремятся и какие знания для реализации этих целей им необходимы. Становление большинства из них пришлось на 90-е гг., а значит, проходило под влиянием условий уже рыночной экономики. Про многих из наших слушателей можно сказать, что они сделали себя сами: с помощью таланта, необыкновенной работоспособности. Они сумели создать свой бизнес или успешно реализовали себя в управленческих структурах крупных предприятий. Поэтому с нашими слушателями интересно и в то же время сложно работать. Университетские преподаватели-теоретики, повторяющие старые догмы, в такой аудитории работать просто не могут. Здесь порой и преподавателям практикам приходится нелегко.
   Еще 10 лет назад, во время первой волны российских менеджеров-кооператоров, в аудитории могли быть проявления неуважительного отношения к преподавателям – сейчас этого нет. Как правило, те, кто приходит учиться, – люди умные и интеллигентные. Но и привычной вузовской халтуры они не приемлют. Недавно мы пригласили известного профессора из ведущего вуза Москвы по рекомендации наших коллег, автора нескольких книг, который уверил нас, что прекрасно знает практический бизнес и готов провести 8-часовое пробное занятие в субботу. А далее произошла классическая ситуация – слушатели (полная группа) высидели на занятии 4 часа, до перерыва, а после него… в аудиторию не вернулось ни одного человека. На следующий день к декану факультета «Стратегического управления» ИБДА пришел представитель группы и вежливо, но настойчиво попросил замену неудавшегося занятия…
   Новым бизнес-школам сегодня, даже если они опираются на ресурсы государственных вузов, нелегко закрепиться на рынке МВА. Принятие государственного стандарта по программам МВА, предполагающего наличие обязательных ключевых компонентов в программах – изучение деловой среды бизнеса, научных основ менеджмента (основы статистики, бухгалтерского учета, финансов, макро- и микроэкономики), специальных бизнес-дисциплин (стратегический менеджмент, маркетинг, управление персоналом и т. д.), зафиксировало известную планку качества, ниже которой опускаться нельзя. Если ранее начинающие школы могли вообще отказываться от каких-то важных дисциплин из-за отсутствия преподавателей, то теперь все ключевые дисциплины обязательны к преподаванию по стандарту.
   А среди ведущих российских школ бизнеса конкуренция сегодня смещается в более сложную профессиональную плоскость. Во-первых, программы ведущих бизнес-школ постепенно приобретают, так сказать, «свое рыночное лицо» и специализацию. К примеру, ключевая компетенция российских программ Executive MBA нашей бизнес-школы – это стратегическое управление. Программа ЕМВА Антверпенского университета, которую мы ведем совместно с бельгийскими партнерами, также ориентирована на стратегию, но с дополнительным акцентом на стратегические финансы. Хочу отметить, что программы МВА и ЕМВА ИБДА имеют две наиболее известные, согласно мировой табели о рангах, международные аккредитации – аккредитации AACSB International и AMBA International, что свидетельствует о высоком качестве как самих программ, так и их специализаций.
Хорошая специализация должна учитывать самые последние изменения рынка. Поэтому дисциплины специализации должны преподаваться практиками от начала и до конца. А это значит, что для программ ЕМВА мы особенно активно ищем преподавателей-консультантов, работающих в сфере стратегического управления, стратегических финансов. А также приглашаем в аудиторию вице-президентов руководителей функциональных департаментов российских и зарубежных компаний. То же происходит и на программах МВА, где у нас четыре специализации: маркетинг и управление продажами, управление человеческими ресурсами, управление стоимостью компании, менеджмент и предпринимательство. К слову сказать, привлечение практиков к преподаванию дисциплин специализации – это стиль работы всех ведущих бизнес-школ мира, которому мы стремимся соответствовать. И то, что специализацию у нас уже на протяжении ряда лет ведут известные менеджеры и консультанты, является важным конкурентным преимуществом программ.
   Второй аспект, где за последние годы развернулась конкуренция между ведущими российскими бизнес-школами, связан с активными методами преподавания. Бизнес-школа отличается от университета солидной долей интерактивных занятий, где не лекциям, а обмену опытом между слушателями отводится ключевое место. К таким занятиям относятся мозговые штурмы, тренинги, компьютерные симуляции и, конечно же, проблемные ситуации или «кейс-стадиз». Считается, что в хорошей школе бизнеса количество интерактивных занятий должно находиться на уровне как минимум 35–45% от учебного времени. Программы ведущих российских бизнес-школ, включая ИБДА, уже вышли на этот количественный уровень. И теперь задача номер один – совершенствование качества интерактивных занятий. Активно идет процесс замены зарубежных «кейс-стадиз» на российские, учитывающие специфику нашего бизнеса. Сами российские «кейсы», которые разрабатывают российские бизнес-школы, стали более глубокими, интегрирующими различные направления функционального менеджмента. В хорошей бизнес-школе «кейс-стадиз» должно быть много. Так, на программах МВА и Executive MBA ИБДА за два года преподается порядка 200 «кейс-стадиз». Из них только 50–60 зарубежные, остальные российские. А из полутора десятков новых «кейсов» написанных в 2006–2007 гг. профессорами ИБДА, три были отобраны для публикации в российском издании журнала «Гарвард бизнес ревью». Что означает признание их высочайшего качества.

: И все же при всей популярности бизнес-образования среди людей, стремящихся к успеху в карьере, как показывают исследования, многие из современных миллиардеров даже высшего образования не имеют… Ваш комментарий.
   – Знакомая ситуация. Ее часто выражают через вопрос: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» Между тем тот факт, что классическое, фундаментальное образование, полученное в вузе, часто не столько помогает, сколько мешает успешной работе на рынке, хорошо известен. Просто существует два типа интеллекта: интеллект научный и интеллект эмоциональный. Первый нужен тем, кто изучает теорию и посвятил себя науке. Второй – тем, кто собирается работать с людьми, стать лидером и добиться успеха в бизнесе. Наличие обеих форм интеллекта у одного и того же человека встречается редко. Как, скажем, редки случаи, когда выдающийся балетный танцор имеет одновременно уникальный голос и слух.
О проблеме развития эмоционального интеллекта как ключевой компетенции успешного менеджера и лидера в последние годы много пишут. Наиболее известными являются исследования таких ученых, как Манфред Кетс де Ври и Даниэл Гоулман. Научный интеллект – это способность постигать научные истины в тиши рабочих кабинетов, обобщать результаты, делать открытия. Эмоциональный интеллект – это способность эмоционально воздействовать на людей, выстраивать отношения взаимного доверия, убеждать их в своей правоте, вдохновлять, обращать их в свою веру и вести за собой. На деле это абсолютно разные компетенции, их развитие требует разной организации учебного процесса и разных целевых установок. В первом случае для вас самое важное – глубокие знания, а во втором – навыки работы с людьми и навыки самостоятельного личностного развития. Развитию научного интеллекта у нас в стране всегда уделялось много внимания. А о развитии эмоционального интеллекта до последнего времени даже не задумывались. Поэтому большинство вузовских выпускников выходит в большую жизнь с «недоразвитым» эмоциональным интеллектом и с искренней верой, что усвоенные теоретические знания важнее, чем умение жить среди людей и общаться с людьми.
   На первом высшем образовании ИБДА мы уже на занятиях по теме «Введение в специальность» говорим студентам: «Мы знаем, что среди вас много золотых медалистов. И это хорошо. Но вы пришли учиться не на физмат и не на факультет экономической теории. Вы пришли учиться менеджменту. Поэтому мы призываем вас в ближайшие годы не только «грызть гранит науки» – мы призываем вас научиться дружить, работать командой, расширять количество ваших контактов. Да, прочные профессиональные знания необходимы, но в первую очередь вам нужно стать личностью и научиться работать с людьми!»
   Применительно к затронутой теме хотел бы заметить, что я вхожу в состав комитета по человеческим ресурсам российской Ассоциации менеджеров. Председатель комитета – Марина Олешек, вице-президент Внешэкономбанка по кадрам. В составе нашего комитета много интересных и известных в HR-сфере людей: вице-президенты по кадрам Норильского никеля, «Русала», Россгосстраха и т. п. На недавней встрече комитета все ведущие специалисты HR, признавая, что качество профессиональных знаний, которые студенты получают в российской высшей школе, в целом неплохое, высказывали обеспокоенность отсутствием личностных компетенций. Выпускники российских вузов зачастую не умеют ладить с людьми, адаптироваться в новом коллективе, брать на себя ответственность, отстаивать собственную позицию (одновременно не вступая в конфликт), принимать самостоятельные решения и т. п. Им не хватает навыков общения, умения идти за лидером и становиться лидером и т. д. Иначе говоря, высшая школа концентрирует внимание только на прочности знаний и развитии научного интеллекта, но выпускает студентов в жизнь с «недоразвитым» эмоциональным интеллектом. А потом задается вопрос: почему столько выпускников вузов не может найти работу, не может вписаться в рыночную экономику?
Управление – всегда не столько управление процессами, сколько управление людьми. К сожалению, эту простую истину никак не могут постичь «капитаны» российской промышленности, которые сводят все изменения к оптимизации процесса производства. Именно поэтому мы в большинстве отраслей на порядки отстаем по производительности труда от развитых стран. И я убежден, что главнейшая задача бизнес-школы – способствовать развитию эмоционального интеллекта и лидерских качеств у студентов и слушателей. Мы делаем это и на программе первого высшего образования, где учатся вчерашние школьники. И на программах МВА и ЕМВА, рассчитанных на опытных менеджеров. Причем делаем небезуспешно. О чем свидетельствуют головокружительные карьерные скачки выпускников программ ИБДА всех уровней.

: То есть вы действительно верите, что эмоциональный интеллект можно развивать, а лидерству учить в аудитории?
   – Традиционными академическими лекциями и семинарами – нет. Грамотно построенной в рамках программы МВА и ЕМВА серией интерактивных занятий – да. Хотя, конечно, чтобы быть лидером, надо иметь и соответствующие природные способности. Знаете, статую мраморного Аполлона нельзя ваять из глины. Социологические исследования показывают, что природными лидерскими способностями обладает примерно 10–15% людей. Это немало. И, как правило, именно эти люди обычно хотят добиться еще большего и идут в бизнес-школы, которые призваны развить их эмоциональный интеллект и отшлифовать лидерские качества. Здесь напрашивается аналогия с консерваторией: невозможно стать хорошим музыкантом, не имея музыкального слуха. Однако, чтобы стать виртуозом, просто иметь хороший слух недостаточно. Надо еще, чтобы с вами в Московской консерватории поработали профессиональные педагоги, помогли вам развить и отшлифовать ваш талант. Примерно такую же роль призваны играть программы МВА и ЕМВА при шлифовке лидерского таланта менеджеров.
   Хочу обратить ваше внимание, что понятие лидерства трудно выразить через черты характера или разбить на отдельные составляющие. Известны лидеры очень харизматические и не очень; рассеянные и собранные; с аналитическим умом и без оного. Единственно, что бесспорно: лидер – это тот, за кем идут последователи. И с этой точки зрения, лидер – это человек, который вдохновляет и ведет за собой, заставляет поверить в свои идеи, делает для людей участие в их реализации интересным. Это особое качество. Оно подразумевает умение лидера общаться с людьми, иметь стратегическое видение и веру в ту идею, которой он следует, его способность передать свою веру тем, кто идет за ним. Именно умение не только убедить последователей в своей правоте, но и заставить их поверить, что он прав.      Следовательно, формирование навыков лидерства подразумевает развитие умения общаться с людьми, навыков излагать свои взгляды и убеждать, навыков командной работы. И многого другого. Это достигается за счет активных занятий: тренингов, мозговых штурмов, «кейс-стадиз». При любой командной работе в аудитории преподаватель-профессионал хорошо видит, как несколько ведущих неформальных лидеров, сами того не осознавая, соревнуются за право быть застрельщиком дискуссии, за право подводить итоги и т. п. А поскольку в группе программы МВА, и тем более Executive MBA, практически все слушатели имеют сильный лидерский потенциал, очень интересно наблюдать, как одни лидеры пытаются развернуть группу, состоящую из других лидеров, в своем направлении, возглавить и повести ее. Вы пробовали стать лидером среди лидеров? Это очень непросто, но это лучшая практика по оттачиванию лидерских компетенций.
   Кроме того, во всем мире считается, что развитию лидерских качеств и эмоционального интеллекта способствует так называемое обучение успехом: встречи с выдающимися людьми, которые многого достигли на этой стезе и стали реальными лидерами национального или международного масштаба. А не так давно в США было опубликовано несколько статей, развивающих эту концепцию. Речь идет о том, что по-настоящему успешный лидер помимо эмоционального интеллекта должен обладать еще и «политическим интеллектом».   Эмоциональный интеллект обращен в первую очередь вниз, на команду последователей, которых ведет за собой лидер. Политический интеллект обращен вверх: это умение работать с власть предержащими, с политиками, с крупными финансовыми организациями (банками, фондами и т. д.), с прессой, формирующей общественное мнение, организовывать деловую среду в ваших интересах. В условиях нашей страны, где бизнес в значительной степени политизирован, это очень важная компетенция. Мы считаем, что она должна развиваться через встречи с представителями бизнеса, которые в последние годы ушли в высокую политику и рассказывают о том, как работать с теми, от кого зависит бизнес-климат в стране.
Однако развить талант можно, только если он есть. Поэтому все ведущие бизнес-школы мира тщательно отбирают кандидатов на свои программы МВА и ЕМВА. Естественно, что для многих «молодых» бизнес-школы России вопрос отбора кандидатов звучит как оторванный от практики. Пока они с трудом решают проблему набора вообще. Но для трех-четырех лучших школ бизнеса страны отбор через вступительные испытания, сбор рекомендаций, проведение с кандидатами серьезных отборочных собеседований стали привычной реальностью. И это, по моему убеждению, очень важно. Даже важнее совершенствования содержания программы или поиска новых преподавателей.
   Вы не задумывались, почему выпускники Гарварда столь успешны? Первый ответ, который приходит в голову, – потому что программа МВА в Гарварде очень хорошая. Однако главная причина успеха в том, что на программу существует жесткий отбор: принимают только тех, кто уже доказал свои незаурядные способности к менеджменту и лидерству. Причем лучших из лучших. Кстати, крайне высокая цена программ МВА ведущих бизнес-школ мира также призвана помогать в отборе сильных кандидатов. Высокая цена – это отсечение неудачников. Талант менеджера и лидера среди прочего включает в себя способность быть успешным, зарабатывать деньги для себя и для своей компании. Если у вас не хватает таланта, чтобы заработать, он не сможет оплатить обучение на МВА. В России должен быть такой же подход. Но в наших условиях этого недостаточно. Сегодня в России далеко не все, у кого есть деньги, обладают талантом менеджера и лидера. И, кроме того, даже среди талантливых лидеров далеко не все мотивированы к серьезному обучению.
   Немало людей, которые считают, что, заплатив деньги, они будут сами решать, что им посещать, а что нет, какие задания делать, а какие нет. Такие люди обычно также обычно не проходят вступительные испытания.
   В угоду таким людям сейчас появились программы, называющие себя МВА и ЕМВА, но больше напоминающие развлекательные турне по зарубежным музеям и курортам с элементами экстрима. Наверное, такие программы тоже нужны, если на них есть спрос. И я отношусь к ним и к людям, которые на них «учатся», вполне уважительно: каждый вправе решать, что ему нужно. Только вот к жанру МВА такие программы отношения не имеют, и отдача от них, мягко скажем, сомнительна.

: Традиционно сильной стороной ИБДА являются высококлассные преподаватели. Руководствуясь какими принципами, вы подбираете людей, как привлекаете и удерживаете?
   – Отечественное бизнес-образование постепенно становится все более профессиональным. Практически исчезла возможность «легкого» вхождения на рынок бизнес-образования, которое было еще 15 лет назад. Рыночная среда стала более конкурентной и требовательной. Чтобы построить хорошую бизнес-школу и добиться успеха на рынке, необходимо сформировать свой «золотой фонд» преподавателей. Это всегда длительный и кропотливый процесс, который требует огромного количества сил и энергии. Но, если школе бизнеса удается собрать под свои знамена сильных преподавателей-практиков, она всегда обеспечит себе успех. Потому что будет учить бизнесменов тому, что требуется для решения самых злободневных задач и для их карьерного роста. В университетах страны работают десятки тысяч талантливых преподавателей. Однако лишь немногие из них способны стать сильными преподавателями бизнес-дисциплин. Для этого мало быть докторами наук и профессорами, авторами теоретических пособий. Я бы сказал, что для преподавателя бизнес-дисциплин перечисленные моменты вторичны.
   Эти люди должны сочетать два важнейших качества: быть талантливыми педагогами, то есть уметь «разговорить» аудиторию, инициировать дискуссию по изучаемой дисциплине и обладать знанием практики. Последнее возможно, только если преподаватель занимается реальным бизнесом (что непросто совмещать с преподаванием), или (что встречается чаще) если он активно занимается прикладным консалтингом. Именно поэтому сегодня основные преподаватели в ведущих бизнес-школах одновременно являются известными консультантами по своему профилю.
   Многие школы стремятся это использовать и упорядочить процесс «внеклассной деятельности» преподавателей-консультантов. Они организуют свои консалтинговые подразделения. Так, например, поступают в ГУ-ВШЭ. Другие, как ИБДА АНХ, просто поддерживают и поощряют индивидуальный консалтинг своих преподавателей. Но в обоих случаях выигрыш для учебного процесса огромен. Согласитесь, если преподаватели консультируют фирмы в соответствии со своей специализацией – оргразвитие, финансы и аудит, предпринимательское право и пр., то, работая как практики, получая подпитку от бизнеса, они потом приносят свой опыт и последние наработки в аудиторию, передают его нашим слушателям. Разве это не те практические знания, которые нужны?
   Ведущие и старейшие российские бизнес-школы сегодня способны дать знания и навыки, реально необходимые бизнесу, способны помочь слушателям сделать карьеру. В этом году российскому бизнес-образованию исполнилось 18 лет. Это – учитывая непростые пореформенные условия – немало. У истоков бизнес-образования стояли три школы, созданные в 1988 г.: ИБДА АНХ (если учитывать наше прошлое: в 1988–1995 гг. мы назывались ШМБ МГИМО), ВШМБ АНХ и Высшая коммерческая школа на Левобережной. Еще 5 или 6 школ отмечают свое 17-летие. Что такое 18 лет в жизни человека или бизнес-школы? Это окончание юности и начало взрослой жизни. У «старейших» бизнес-школ страны уже накопились серьезные учебно-методические наработки, сложился свой костяк преподавателей-практиков, прошедших переобучение в лучших зарубежных школах бизнеса. За эти годы были созданы сотни российских проблемных ситуаций, выпущены учебники по основным бизнес-дисциплинам, использующие примеры из российской практики. Скажем, у нас в институте сегодня слушатели программ МВА и ЕМВА работают по собственному оригинальному комплекту учебников, который охватывает 21 наименование дисциплин. Эти учебники могут быть хуже или лучше других имеющихся на рынке, но их прелесть и состоит в том, что написаны они преподавателями под конкретную программу, для своих занятий, на основе российских примеров из их консалтинговой практики. А это дорогого стоит.
   В настоящее время в учебный процесс российских бизнес-школ все шире вовлекаются руководители компаний, профессиональные консультанты, тренеры из известных консалтинговых и тренинговых фирм. Обычно это процесс двусторонней кооперации, в результате которой обе стороны остаются в выигрыше. Поясню на примере. Известно, что гонорары преподавателей даже в ведущих российских школах ниже, чем гонорары консультантов. И с этой точки зрения, казалось бы, привлечь руководителя консалтинговой фирмы к преподаванию на программах МВА невозможно. Но это не так. В аудитории ведущих бизнес-школ находятся руководители предприятий и компаний, то есть потенциальные клиенты консалтинговых фирм. Многие из них после занятий обращаются к консультантам с конкретными вопросами деятельности своих предприятий, подписывают соглашение о консалтинговом проекте. Получается обоюдный выигрыш: бизнес-школа в качестве преподавателей получает блестящих специалистов-практиков, консультанты получают доступ к целевой клиентской аудитории, а слушатели получают и учебную переподготовку, и возможность обратиться к консультанту, чей профессиональный уровень они уже смогли оценить на занятии.
   Естественно, что в жизни все сложнее, и формирование костяка практикующих консультантов требует времени. Но результат оправдывает затраты. Слушатели ИБДА высоко ценят практическую отдачу от занятий, проводимых такими известными в стране консультантами, как, скажем, Игорь Качалов (компания «Качалов и коллеги», маркетинг), Александр Павлуцкий («Павлуцкий и партнеры», стратегия), Игорь Альтшуллер (компания «Альт» из Нижнего Новгорода, стратегия, организационное развитие), Глеб Архангельский (фирма «Тайм менеджмент», организация и управление временем) и многими другими.
   И еще одна группа преподавателей, которая с моей точки зрения начала формироваться в самый последний период – это представители российского бизнес-бомонда. Так же, как в ведущих школах бизнеса мира, в аудиториях школ – лидеров российского бизнес-образования стали выступать люди, сделавшие головокружительную карьеру в бизнесе, чей профессионализм известен и заслужен. В формате мастер-класса они делятся опытом, своим уникальным видением бизнес-реалий.
   На программах ИБДА мастер-классы ведут, например, такие люди, как: Борис Щербаков, президент Oracle в России и странах СНГ; Ирина Кибина, вице-президент по развитию Еврофинансхолдинг; Сергей Литовченко, президент Ассоциации менеджеров; Марина Пахомкина, руководитель департамента ТНК ВР; Елена Митькина, известный бизнес-тренер, бывший руководитель корпоративного университета «Уралсиб»; Марина Олешек, вице-президент Внешэкономбанка и др.
   Многие из тех, кого можно встретить в аудитории известных российских бизнес-школ, – это настоящие люди-легенды. Приведу только один пример. На наших программах МВА курс специализации по маркетингу проводит профессор Ашот Арутюнян. Этот человек вместе с Константином Боровым когда-то стоял у истоков российской товарной биржи. Затем долгие годы возглавлял отдел маркетинга компании «Снежная королева». Можно по-разному относиться к эпатажному маркетингу этой компании, но его эффективность очевидна. Позже Ашот Арутюнян возглавлял отдел маркетинга компании «Гроссмаркет». Ходят легенды о его успешном бизнес-проекте на рынке дорогих наручных часов. Разработанный им маркетинговый план смог в кратчайшие сроки вывести наручные часы российского производства на рынок  Швейцарии (!). Причем сразу в ценовую нишу 5–7 тыс. долларов. Сейчас он возглавляет отдел маркетинга сети магазинов «Детский мир», входящих в АФК «Система». Естественно, что такому человеку есть что рассказать слушателям. А если к этому добавить, что Ашот человек, увлеченный своей профессией, весьма харизматичный и влюбленный в преподавание, картина станет еще более полной. Кстати, любовь к педагогическому искусству, самореализация педагога в аудитории, которая сродни самореализации актера на сцене, – это тоже очень важный момент, который надо учитывать при формировании преподавательской когорты успешной бизнес-школы!
   Во всем мире преподавать в бизнес-школе считается делом почетным для бизнесмена или политика. Постепенно такой подход приходит и в Россию. Отчасти процесс облегчается за счет того, что большинство ведущих бизнес-школ страны находится «на кампусе» известных университетов. В нашем случае это АНХ при Правительстве РФ. Должен сказать, что для слушателей программ МВА ИБДА встречи с руководителями крупнейших компаний страны или выдающимися политиками не редкость. Так, в течение этого года слушатели наших программ имели возможность участвовать в мастер-классах таких известных людей, как руководитель «Альфа групп» Петр Авен, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, зам. руководителя Администрации Президента Владислав Сурков. Среди прочего перечисленные люди – сильные ораторы. Скажем, на выступление В. Суркова с его помощниками было согласовано всего 40 минут. Однако, как только зазвучали вопросы, к оратору пришло второе дыхание, и встреча в итоге продолжалась более двух часов. Причем чувство природного юмора выступающего несколько раз вызывало взрывы смеха и аплодисменты в зале. Мы считаем, что важность таких встреч трудно преуменьшить. Мы часто называем их «занятиями по приобщению к успеху». Не случайно родители, дедушки и бабушки любят рассказывать детям истории успеха из своего прошлого. Подсознательно они чувствуют, что это вселяет в детей веру в себя, стремление подражать успеху. Хорошо известно, что истории успеха, приобщение к успеху укрепляют психологическую веру в собственные возможности и в итоге способствуют карьерному росту.

: Не так давно государство наконец признало программы МВА. Появился государственный диплом МВА. Как это сказалось на качестве программ? Теперь оно ближе к международным стандартам?
   – Должен вас разочаровать: качество программ зависит от уровня преподавателей и слушателей, а не от государственного признания или государственного диплома. Государственные дипломы выдают аккредитованные государством вузы и университеты. Я хочу подчеркнуть: аккредитуются вузы и университеты, а не отдельные программы. Вы можете себе представить, что государство не аккредитует, скажем, ведущий региональный университет? А тем более известный московский вуз? Конечно, нет. А можете вы представить, что в этих вузах и университетах, где раньше о программах МВА не слышали, продолжают, как и прежде, преподавать теорию вместо практики? Сколько угодно. Только теперь по окончании теоретической программы выдается модный диплом МВА. Поможет такая программа карьерному росту выпускников? С точки зрения «корочек», возможно, что и даст. Но с точки зрения содержания – скорее не даст почти ничего. За долгий период господства социалистической плановой экономики многие вещи где-то на подсознании бывшего советского человека стали восприниматься отлично от всего остального мира. Это относится и к противопоставлению частного и государственного образования, государственного и негосударственного диплома.
   До сих пор в сознании многих людей государственный диплом сам по себе является абсолютной ценностью. Он повсеместно признается в стране. Кроме того, учеба на вузовской программе с государственным дипломом часто дает отсрочку от армии. Для многих слушателей программ МВА и ЕМВА ценность госдиплома по-прежнему сохраняется и, к сожалению, часто ассоциируется с гарантией качества программы. Известно, что сознание людей меняется в течение длительного времени. Кроме того, государственный сектор в нашей экономике доминирует по ключевым отраслям, а там кадровики других дипломов просто не признают. Наши исследования показывают, что на этапе оценки и выбора программы МВА значимость государственного диплома составляет 25–30% (для регионов – на 8–15% больше, для Москвы – на 5–7% меньше). Когда вы поднимаетесь на уровень программы Executive MBA, где учатся только первые руководители, люди удавшиеся и состоятельные, где средняя возрастная группа – 40 лет и многие имеют по нескольку госдипломов, ситуация меняется. Но и при этом никогда не опускается по значимости ниже порога 10–15%. Отсюда вывод: государственный статус диплома для российских людей пока еще крайне важен и являет собой самостоятельную ценность, причем не обязательно связанную с качеством программы.
   В мире же ситуация противоположная: частное образование повсеместно считается лучшим и более престижным, чем государственное. И с этой точки зрения наиболее уважаемые дипломы, подтверждающие это образование, обычно присуждаются не государством, а международными профессиональными ассоциациями на основе профессиональной аккредитации.

: Какие международные профессиональные ассоциации занимаются аккредитацией программ МВА в мире? Есть ли российские программы МВА, которые имеют международную аккредитацию?
   – Занимаются многие. Но признаны во всем мире всего три международные ассоциации. Их аккредитация считается в мировом бизнес-образовании своего рода знаком качества, признанием того, что аккредитованные программы соответствуют лучшим мировым образцам. Две из них расположены в англоязычных странах, имеющих вековые традиции в бизнес-образовании. Это международная ассоциация развития университетских школ бизнеса, по-английски – AACSB International (Association to advance the collegiate schools of business). Ее штаб-квартира находится в штате Флорида, США. Сегодня ей аккредитованы около 500 лучших школ мира. Вторая известнейшая ассоциация – это AMBA International, или Международная ассоциация программ МВА. Ее штаб-квартира расположена в Лондоне, Великобритания. Ассоциация занимается аккредитацией лучших программ МВА мира и на сегодняшний день аккредитовала 127 программ.
   Во всем мире считается, что если школа бизнеса может разместить на первой странице своего веб-сайта и на своих дипломах МВА логотипы AACSB International и/или AMBA International, то программы этой школы соответствуют международным стандартам качества. А дипломы такой школы, как у нас любят говорить, становятся «дипломами международного образца», помогают в трудоустройстве и карьере во всех развитых странах мира.
   Третьей ассоциацией является EFMD (European foundation for management development) – Европейский фонд развития менеджмента со штаб-квартирой в Брюсселе. Им на сегодняшний день аккредитовано около сотни бизнес-школ, по преимуществу европейской локации.
Аккредитацию АМВА International имеют всего четыре российские программы и четыре совместные программы, проводимые с зарубежными партнерами. То есть всего восемь программ МВА и ЕМВА на всю Россию! Это программы нашего института, а также школ бизнеса МИРБИС, ВШМБ и ИМИСП, совместные МВА, проводимые в России Кингстонским, Даремским и Открытым университетами (Великобритания), а также Гренобльской школой бизнеса (Франция).
   Хочу обратить ваше внимание, что аккредитация АМВА International программ МВА и ЕМВА четырех ведущих российских бизнес-школ открывает новый этап в развитии российского бизнес-образования: ведь четыре бизнес-школы впервые в нашей истории получили признанный международный знак качества!
   Аккредитации AACSB International на сегодняшний день не имеет ни одна российская школа бизнеса. В России AACSB аккредитовала только несколько совместных программ МВА и ЕМВА, которые ведущие российские школы проводят с зарубежными партнерами. Среди них совместная программа ЕМВА нашего института и Антверпенского университета (Бельгия), а также программы, которые в России проводят Гренобльская школа бизнеса (Франция) и школа бизнеса Калифорнийского государственного университета Хэйвард (США).

: Что означает аккредитация российских программ МВА ассоциацией АМВА International на примере вашего вуза?
   – Как только вы пересекаете российскую государственную границу, ценность любого российского диплома сильно понижается. За исключением дипломов физтеха, физмата и еще пары-тройки технических университетов, российские государственные дипломы за рубежом не признаются. Это относится и к государственному диплому МВА. Если же вы заканчиваете программу, аккредитованную такими международными ассоциациями, как AACSB или AMBA International, ваш диплом становится международно признанным. То есть если раньше, когда мы выдавали выпускникам кроме государственного диплома МВА еще и диплом ИБДА, это был, по сути, сувенирный сертификат, то теперь ценность этого диплома резко возрастает. Ситуация распространяется и на другие ведущие российские школы, чьи программы МВА получили международную аккредитацию. Их негосударственные дипломы после аккредитации стали тем, что у нас обычно называют «дипломами международного образца». Тем самым мы открываем путь для наших выпускников не только в российские компании, но и в зарубежные компании, подтверждая знак качества нашего образования.
   Кроме того, международная аккредитация лучших российских программ МВА должна более четко выделить действительно наиболее сильные, получившие международный знак качества программы МВА на российском рынке. В основе международной аккредитации программ МВА лежит оценка реальных бизнес-компетенций профессоров; оценка уровня студентов, зачисляемых на программу; оценка реальной помощи, которую программа оказывает учащимся в их карьерном росте, и др. Должен отметить, что пока в российском образовательном сообществе и деловых кругах нет понимания того, что бизнес-образование – это сложная самостоятельная сфера образовательной деятельности, которая не может быть оценена по критериям оценки университетских академических программ. Из этого вытекает ошибочная вера, что можно, например, с нуля и на раз-два-три создать за несколько месяцев хорошую бизнес-школу при известном университете. Должен сказать, что это не так. На создание действительно хорошей школы бизнеса требуются годы упорной работы. Почему это так?
   Дело в том, что ключевые компетенции профессора бизнес-образования и академического образования во многом противоположны. Представитель академического образования должен уметь красиво говорить, передавать глубокие знания и потом их проверять. Он должен наполнить лекции образными сравнениями и афоризмами, чтобы студенты ходили на лекции как на праздник, восхищались профессором и цитировали его в перерывах. А ключевые компетенции профессора бизнес-образования состоят в умении молчать в аудитории. Его цель – не в том, чтобы говорить самому, а в том, чтобы заставить говорить людей, которые учатся на МВА, помочь им поделиться опытом друг с другом. Как только профессор в бизнес-школе начинает сам говорить от начала и до конца, процесс бизнес-образования перестает существовать и заменяется традиционным академическим. Научиться молчать на самом деле очень непросто. Существует знаменитая гарвардская матрица, четыре квадрата, отражающих путь становления профессора от начинающего университетского лектора до звезды бизнес-образования.
   В начале пути он появляется в верхнем квадратике как аспирант, практикант, ассистент, то есть пока он плохо ведет занятия, сам заучивает материал, учится читать лекции, отвечать на вопросы студентов, подбирает афоризмы и шутки. Постепенно, набираясь опыта, он смещается вниз по этой стороне квадрата и становится гуру классического образования. На этом этапе он «играет» свои лекции, «поет блестящие сольные партии». Он кумир для студентов. Далее – непростое решение. Если он идет в бизнес-образование, то перемещается в верхний правый квадрат, где от него ожидается, что он будет молчать, выступит фасилитатором, станет направлять слушателей на обмен мнениями. А это, поверьте, требует немалой нервной выдержки. Когда вы говорите сольно – вы неуязвимы, вы рассказываете то, что знаете. Как только вы замолкаете – вам могут задать любой вопрос. Дискуссия может сместиться в сторону проблематики, которая вам малознакома. Следовательно, в любой момент может проявиться ваша некомпетентность.
   Поэтому когда профессор – гуру академического образования перемещается в правый верхний квадрат гарвардской матрицы, он для начала становится посредственным профессором бизнес-образования. На этой ступеньке 90% профессоров, по мировой статистике, откатываются назад. Отказаться от наработок академического гуру ради неопределенного будущего (еще неизвестно, удастся ли стать гуру и в области интерактивного бизнес-образования) – не всем на это достает сил. И только те, кто устоял (а это около 10%), потом смещаются в нижний правый квадрат и начинают одинаково легко работать как в режиме лекции, так и в режиме интерактивной дискуссии.

: Американский генерал Ли перед гражданской войной в США получил несколько предложений от Линкольна воевать на стороне Севера. Но он принял решение воевать на стороне южан. И, поскольку он был выдающейся авторитетной фигурой, к нему примкнули практически все генералы – и война затянулась... Закон магнетизма гласит, что к ярким лидерам тянутся другие лидеры. Как это работает на примере бизнес-образования? В ИБДА есть яркие преподаватели, яркие слушатели, тянутся ли к ним остальные?
   – Вне всякого сомнения. Есть известная британская пословица: “The birds of feather flock together” – что значит: «Птицы с одинаковым оперением объединяются в одну стаю». Сильные преподаватели и мотивированные на учебу слушатели приводят за собой друзей, обладающих такими же качествами. Как известно, ИБДА далеко не дешевая бизнес-школа. Впрочем, как и все школы, ориентированные на качество. У нас едва ли не самые жесткие в стране вступительные испытания для поступающих на программы МВА. Мы поддерживаем довольно высокую планку требовательности в процессе обучения. Казалось бы, это должно заставить потенциальных абитуриентов задумываться: а не проще ли пойти в другое место, где входные требования мягче, учиться можно, не напрягаясь, и цена ниже? Однако наиболее сильные абитуриенты, которые одновременно по жизни являются и наиболее талантливыми менеджерами и лидерами, выбирают программы ИБДА именно за то, что на них нельзя попасть без сдачи вступительных экзаменов, за то, что на них трудно учиться, за требовательность преподавателей и т. д. Настоящие лидеры всегда амбициозны: они хотят, чтобы учиться было нелегко, но чтобы учеба давала высокие карьерные результаты, они хотят учиться среди лучших. До 80% поступающих говорят нам, что при выборе программы доверились рекомендации друзей, ранее учившихся в ИБДА. Это также подтверждает, что лидеры ведут за собой других лидеров. Те, кто уже отучился в ИБДА, понимают, что наш отбор на входе – это не лозунг, что они учились в группах с очень сильным составом участников, и советуют друзьям идти именно к нам. Люди, обучившиеся на программах Executive MBA для «топов», отправляют своих подчиненных учиться на программы МВА. А слушатели программ МВА уговаривают своих начальников пойти учиться на программу ЕМВА.
Вообще в последние годы меня не покидает ощущение удачи, своего рода прорыва в другое качество. Многолетняя кропотливая работа по подбору преподавателей, постепенному ужесточению требовательности при наборе и учебе, совершенствование качества учебно-методического процесса – все вместе позволило ИБДА выстроить на занятиях уникальную атмосферу творчества и взаимного поиска. И этот поиск в области менеджмента и лидерства совместно ведут на занятиях преподаватели и слушатели. И, что еще важнее, нам всем (преподавателям, учащимся, администрации) удалось создать в институте атмосферу избранности. Те, кто прошел в институт, кто преодолел вступительные испытания и поступил на программы, хорошо ее ощущают. Если попытаться выразить чувства словами, то это прозвучит примерно так: здесь преподают и учатся только очень талантливые единомышленники, настоящие профессионалы своего дела. Здесь теория глубже, практики больше и карьерный рост быстрее.
   Когда мы об этом говорим на днях открытых дверей – нередко сталкиваемся с недоверием в то, что это действительно так. Обычно мы говорим недоверчивым людям: «Постарайтесь найти друзей, которые учились в ИБДА, и спросить у них. И еще мы рассказываем историю, которую я хотел бы здесь повторить. Говорят, великого Альберта Эйнштейна однажды спросили: «Вы великий ученый, а в приметы вы верите?» – «Что вы, конечно, нет», – ответил Эйнштейн. «Но люди видели, что перед важными встречами вы кладете под пятку медную монетку. Зачем это вам?» – «Вы знаете, – ответил великий физик, – говорят, тем, кто не верит, тоже помогает». И блестящая карьера тех, кто у нас учится, и тех, кто закончил ИБДА, подтверждает, что это так.
   Сейчас, например, программу Executive MBA института заканчивает уникальный человек, доктор технических наук, президент компании «Объединенные кондитеры России» г-н С. Носенко. Его холдингу принадлежит 40% шоколадного рынка страны. В состав холдинга входят такие легендарные бренды, как «Бабаевский», «Красный Октябрь». И, что характерно, господин Носенко, будучи очень образованным и интеллигентным человеком, относится к учебе очень серьезно: несмотря на крайнюю занятость, посещает практически все занятия, активно участвует в групповых мозговых штурмах и обсуждениях. Вслед за главой семьи на программы института пришли и ее члены – супруга и дети. Кстати, тоже сильные и состоявшиеся менеджеры. Это о многом говорит. Вообще же с момента основания ИБДА закончили 19 полных семейных династий известных российских менеджеров. «Полная семейная династия» применительно к ИБДА означает, что как минимум двое детей учились на наших программах первого высшего образования, а их родители (и папа, и мама) закончили программу МВА или ЕМВА.
   Среди выдающихся российских менеджеров-лидеров, которые совсем недавно учились у нас на программе ЕМВА, такие люди, как В. Сорокин, руководитель группы «Ост», Черноголовка; Г. Малдажанова, занимавшая до последнего времени пост генерального директора компании «Базовый элемент». К слову, в 2006 г. она была признана лучшей женщиной-менеджером России. Другие талантливые выпускники-лидеры: С. Верещагин – один из основателей, крупнейший акционер и член правления компании «Азбука вкуса»; В. Соловьев, вице-президент «Русала»; А. Березиков, вице-президент ТНК ВР, и т. д. Эти и многие другие выпускники ИБДА проявили себя талантливыми лидерами задолго до прихода в ИБДА. Однако следует признать, что после окончания программы ЕМВА института их карьера пошла вверх еще более круто.
   Характерно, что аналогичная или еще более рельефная картина карьерного роста просматривается среди выпускников МВА и даже среди выпускников первого высшего образования. Первый выпуск вузовской программы института был в 1997 г. Срок для разгона с низкого старта небольшой. И тем не менее среди наших вузовских выпускников уже есть свои вице-президенты банков, хозяева крупных частных лизинговых компаний, руководители департаментов транснациональных корпораций и даже руководители собственных зарубежных консалтинговых фирм. В последние годы конкурс на факультет первого высшего образования превысил три человека на место. Около 20% поступающих – медалисты. Еще раз повторю: сильные ведут за собой сильных, талантливые – талантливых.

: Ваши выпускники работают за рубежом?
   – Относительно редко. Но отдельные примеры известны. Так, выпускница бакалаврской программы 5-летней давности Ксения Власова создала и успешно руководит консультационной фирмой в Голландии. Двое выпускников первого высшего образования прошлых лет живут во Франции и работают на крупной международной компании, специализирующейся в области нефтехимии. Есть примеры успешного трудоустройства и карьеры наших выпускников в Англии и США.
   Однако подавляющее большинство выпускников программ ИБДА добиваются успеха и строят карьеру в России. Еще в середине 90-х гг. наши анонимные опросы студентов и слушателей показывали, что значительное их количество хотело после получения образования работать за границей. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и большинство студентов первого высшего образования, слушателей программ МВА и Executive MBA говорят, что, по их мнению, им будет лучше остаться на родине, что здесь у них больше шансов реализовать свой лидерский потенциал и сделать карьеру. Некоторые из них работают в филиалах зарубежных компаний, но в России. Много путешествуют, но не отрываются от национальных корней.   Приведу в качестве примера успешной карьеры такого рода историю выпускника программы МВА прошлого года Максима Воронкина (28 лет). Когда он пришел на программу МВА в 2004 г., взяв для обучения банковский кредит, он работал в компании по реализации автомобильных шин с базовым окладом около 1500–2000 у. е. Уже к концу первого года обучения по предложению одногруппника перешел работать в скандинавскую компанию по производству пластиковой посуды для пассажирских авиакомпаний, где его оклад вначале удвоился, а затем, после повышения в должности через полгода работы, – утроился. Несколько месяцев назад он перешел с повышением статуса и оклада на работу в крупный транснациональный химический концерн, который отправил его на полуторагодовую стажировку в три европейских филиала – английский, французский и австрийский (по полгода в каждой локации). В случае успешного завершения стажировки Максим по возвращении в Россию имеет реальный шанс занять одну из высших должностей в представительстве компании, отвечающем за работу в нашей стране и странах СНГ. История частная, но далеко не единичная. Карьеры большинства выпускников программ МВА нашего института растут в последние годы более чем динамично. Многие из них уже через несколько лет после окончания МВА выходят на первые должности в своих компаниях.

: Не всем вузам удается достичь заметных результатов на рынке. Что помогает движению ввысь ИБДА – конкуренция или иные причины?
   – Любая хорошая организация похожа на хорошего человека. Что движет лидером, когда он работает по 14–16 часов в день, расходуя свою нервную энергию, формируя команду, стремясь к успеху? Стремление к успеху само по себе создает очень сильную мотивацию. Не случайно нашим лозунгом было и остается то, что мы учим успешных менеджеров. Мы убеждены, что успех транслируется и передается через общение с лидерами и между лидерами. Обычно те, кто верит в победу, побеждает. А те, кто верит в успех, становятся успешными. Кроме того, существует непреложная истина в отношении всех серьезных бизнес-школ: мы имеем право учить успешных людей, только если успешны сами. Когда меня спрашивают, как узнать хорошая бизнес-школа или плохая, я обычно советую положиться на собственную интуицию и позвонить в отдел маркетинга школы. Задать сотруднику несколько вопросов – неважно, наивных или каверзных. Если отдел маркетинга убедительно вам ответит, значит, школа умеет продавать свои программы, умеет работать на рынке. Значит, велика вероятность, что в ней вас смогут многому научить. А если школа не может продать сама себя, – что она может дать вам как опытному бизнесмену-практику? Обучение в такой школе только заберет ваши деньги и время.
   ИБДА не мог бы претендовать на то, чтобы учить лучших российских бизнесменов, менеджеров, если бы не стремился стать лидером российского бизнес-образования. Это цель и стратегия нашего института. Сейчас мы осуществляем перепозиционирование, стремимся выйти на международный рынок. Именно поэтому для нас так важна аккредитация в признанных международных ассоциациях. Школа может учить лидеров, помогать им сделать карьеру, только если сама школа – лидер. Успех притягивает успешных людей и множится за счет их достижений. Обычно мы говорим нашим выпускникам, вручая им дипломы ИБДА, что желаем им стать российскими миллионерами в долларовом или в евросчислении. И не тем, кто «распиливает» деньги, а тем, кто создает. Мы говорим им: «Господа, вы закончили программу ИБДА АНХ. И наш институт стал для вас alma mater. Теперь мы навечно, как поется в песне, «связаны одной целью, скованы одной цепью». И, расставаясь с вами сегодня, мы очень просим вас: постарайтесь быть успешными. Институт в этом заинтересован не меньше, чем вы. Потому что вы наша гордость. Потому что ваш успех – это наш успех. И если вы поднимаетесь все выше, наш институт растет вместе с вами, повышая ценность вашего диплома. Ваш пример вдохновляет все более сильных и талантливых людей приходить к нам. Поэтому, пожалуйста, постарайтесь быть среди лучших российских менеджеров и лидеров, постарайтесь быть успешными. Мы работаем для этого, и мы вам этого искренне желаем!»

Спасибо.