От соблазна никто не застрахован!

От соблазна никто не застрахован!

Беловоротничковая преступность»(БП) — боль любого бизнеса, страдания собственников, регламенты и аудит, контроль на всех уровнях, мотивация и корпоративная культура... и много чего еще... и что? Она исчезла, уменьшилась? Нет. Борьба идет с переменным успехом...

Бытует мнение что ее меньше в частном бизнесе чем коррупции (две стороны одной медали) в государственном... сильно сомневаюсь... БП просто другая, может не столь явная как коррупция, но суть от этого не меняется....

p.s. Одна история коррупции из журнала «Власть» — пара «ребят» из Нововоронежа заключила письменные !!! договора с одномандатниками о выделении им по 1 млн руб. в обмен за обязательство голосовать как скажут..(не продались только депутаты ЕР)....но цинизм ситуации далее... — один из кандидатов просил заурыть на местнои рынке две мясные палатки конкурентов... приехали...

Евгений Ходченков*

В одной софтверной компании (не буду ее называть по понятным причинам) моего партнера­собственника отдел сервиса регулярно заключал контракты с клиентами, делая это в обход общей кассы. Например, покупались программы на десять компьютеров, а в кассу шли деньги только за пять, остальные делились между начальником подразделения и менеджером. Когда ситуация выяснилась, владельцу понадобилось полтора года и около двух миллионов рублей на решение проблемы.

Как можно было избежать этой ситуации? Изначально необходимо было регламентировать порядок работы, контролировать посещения клиентов и заключение договоров. Отсутствие контроля привело к появлению «государства в государстве», то есть подразделение фактически работало на себя и грабило компанию несколько лет подряд. Другими словами, любой сотрудник, будь то топ­менеджер, руководитель подразделения или финансовый директор, должен быть полностью подконтрольным владельцу бизнеса.

При этом «откаты» в бизнесе стали делом обычными, на них даже порой закрывают глаза, считая неизбежной платой за работу хорошего продавца. Нужно понимать, что это не так.

Приведу в качестве примера топ­менеджера, отвечающего за поставки сырья. Все предлагают похожий продукт, но одна из компаний делает солидный «откат», и подписанный контракт обеспечивает ее доходом. Казалось бы, чем плохо? Ведь воровства нет по факту, клиент же платит? На деле такой менеджер ворует у собственника компании трижды.

Первый раз — когда заключает заведомо невыгодный контракт ради собственной пользы, второй — когда компания закупает некачественный товар по завышенной цене (издержки на «откат» были заложены в цену), третий — когда дает понять остальным сотрудникам, что в фирме отсутствует контроль и можно пользоваться чужими ресурсами ради своей выгоды.

Борьба с «откатами» может быть следующей. Во­первых, доход менеджера должен быть высоким и напрямую зависеть от качества заключенных сделок. Очень хорошо работает вариант небольшого оклада и высоких процентов от прибыли. Во­вторых, «откаты» следует жестко пресекать. Любой сотрудник должен быть уверен — ему гарантированы утрата статуса, публичный «разбор полетов» и необходимость вернуть компании деньги, полученные в обход правил. А потом его уволят, с позором.

При этом такой проворовавшийся менеджер, понимая, что терять ему нечего, попытается отомстить работодателю — саботировать работу, испортить отношения с ключевыми клиентами, украсть для конкурентов клиентскую базу. Данную ситуацию тоже можно предотвратить.

Во­первых, работу с клиентами необходимо систематизировать: учет всех контактов, включая звонки, е­мейлы и встречи, а также всей важной информации вести только в CRM­программе с разграничением доступа. Никаких локальных списков в телефонах или на компьютерах сотрудников, каждый контакт должен немедленно документироваться.

Во­вторых, владелец бизнеса должен иметь доступ ко всей информации о клиентах, а менеджер — получать сведения только о тех сделках, которые он ведет. Необходимо контролировать распечатки данных, уведомлять и фиксировать каждую такую попытку. Физического доступа к базе не должно быть ни у кого, кроме системного администратора и вас, резервную копию базы с синхронизацией 1–3 раза в стуки надо держать вне офиса. То есть исключить несанкционированное копирование.

В­третьих, доступ к базе должен оперативно блокироваться для сотрудников, которые увольняются или будут уволены за дисциплинарные проступки. В­четвертых, с сотрудниками необходимо подписывать соглашение о сохранении коммерческой тайны, предусматривающее штрафные санкции. Если вы, скажем, взяли на работу сотрудника с готовой базой контактов, то можете быть уверены — однажды он украдет их и у вас, если дать ему возможность.

Кроме того, вы как владелец бизнеса должны иметь четкое представление о всех ключевых клиентах, сместите акцент с позиции «менеджер — лицо фирмы» на позицию «вы работаете с компанией». Независимо от смены менеджера клиент работает с компанией, а не с частным лицом. Не лишним будет также уведомить ключевых клиентов, если работавший с ними топ­менеджер уволится. Конечно, 100%­ной гарантии от похищения информации никто дать не может. Но так вы минимизируете свои потери.

Есть еще одна причина убытков — использование служебного положения в личных целях. Начиная с мелочей — личных междугородних звонков по офисному телефону — и заканчивая завышением суммы представительских расходов. Эта ситуация одна из самых сложных. Например, для топ­менеджеров действуют особые условия работы, и в их соцпакете предусмотрены многие позиции, недоступные рядовому сотруднику. Такие люди очень хорошо зарабатывают, но и у них бывает соблазн. Если рядового сотрудника можно жестко ограничить материальными рамками, то с руководителями и ключевыми лицами компании приходится действовать тонко. Следует регулярно проводить независимый аудит расходов, давая понять, что злоупотребления будут пресекаться, невзирая на должности. Принцип прозрачности, регламентации и подотчетности отлично действует и тут. Иногда для решения проблемы приходится делать кадровые перестановки или принимать жесткие решения, но здесь главный принцип и критерий — польза для бизнеса.

* Евгений Ходченков, владелец компании «Таурус».

Беседовала Светлана Федюкова

Журнал УП 5, март 2012 г.