Да здравствует 1 мая — День солидарности трудящихся против Пулльмана и его методов заботы о персонале...

Да здравствует 1 мая — День солидарности трудящихся против Пулльмана и его методов заботы о персонале...

Он купил у одного молодого инженера идею спальных вагонов (до этого все ездили сидя в продуваемых вагонах и спали в отелях на станциях), построил «Город Солнца» по идее Томмазо Кампанеллы...— этакий красивый концлагерь, зарегламентированный до мелочей... даже церковь арендовала у него место... Корпоративная культура по­работодательски... его отели в Европе и сегодня поражают комфортом и продуманностью до мелочей при разумных средних ценах... но...

«Мы родились в доме Пулльмана, мы покупали еду в магазине Пулльмана, нам давали знания в школе Пулльмана, нас крестили в церкви Пулльмана и, когда мы умрем, мы попадем к Пульману в ад» — так шутили рабочие Пулльман­тауна в 1890 году.

Американский изобретатель и промышленник, создатель компании «Пульман», занимавшейся постройкой вагонов для железных дорог, Джордж Пулльман, не желая ставить в зависимость личное процветание от человеческих и профессиональных проблем рабочего класса, воплотил идею фактически пожизненного найма на собственное производство.

Восемь миллионов долларов — и на площади в 4 тыс. акров земли неподалеку от Чикаго были возведены типовые домики для рабочих, инженеров и управленцев, построены школы, церкви, театр, библиотека, банки, магазины, обустроен парк. Город всецело принадлежал Пулльману, а помещения, коммуникации сдавались в аренду рабочим. Он запретил независимые газеты, публичные выступления, любые собрания. Назначенные инспекторы регулярно обходили дома рабочих и проверяли чистоту — при обнаружении непорядка договор аренды мог быть расторгнут и нарушитель выселялся. Интересен тот факт, что работники предприятия обязаны были жить в этом городе и не имели права выбора места жительства в другом, более дешевом месте. Кстати, и алкоголь был под большим запретом, он продавался только для гостей Пулльмана, которые останавливались в отеле, по очень высокой цене, чтобы жители не могли его купить.

В 1894 году в США разразился экономический кризис. Спрос на вагоны упал, резко снизилось их производство. Пулльман сокращает значительное число рабочих, а остальным в несколько раз уменьшает зарплату. Однако на аренду жилья эти меры не распространялись.

С точки зрения бизнеса, сокращение издержек — меры, адекватные ситуации кризиса. Вот только в мире людей есть целый ряд психологических феноменов как коллективного, так и индивидуального характера, которые можно понять, но очень трудно объяснить.

Они­то и легли в основу последующего развития событий.
Забастовкой, а потом и открытым протестом ответили рабочие на действия своего еще вчерашнего «благодетеля». Они ломали и грабили вагоны, рушили станки в цехах.

В итоге противостояние вылилось в огромную стачку, парализовавшую железные дороги страны. Разгон рабочих с помощью полиции довел дело до кровопролития и полного ожесточения — путь назад был отрезан. Убежденность Пулльмана, что только хорошие условия для жизни его работников могут повысить производительность труда и должным образом мотивировать людей, разбилась об обстоятельства и, как оказалось, давно копившееся недовольство собственным положением. Для производства — благо. А для каждого конкретного человека тиски такой общинной жизни — без ощущения гражданской свободы, личной собственности и надежды — стали фактическим рабством.

Кризис со всей очевидностью выявил основной конфликт между моделью трудовых отношений, предложенной Пулльманом, — деньги в обмен на свободу, вот только «чеканенную свободу», как писал классик.

После забастовки отношение к Пулльману в среде рабочих было серьезно подорвано. Профсоюзные активисты не раз доводили дело до проявления открытой ненависти к руководству предприятия. Как оказалось, люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков.

Череда провокаций сделала свое дело. От пережитых событий у Пулльмана случился сердечный приступ. Он был похоронен со всеми возможными предосторожностями. Так, гроб его был усилен стальной арматурой, а сама могила была залита цементом, чтобы предотвратить возможное глумление. «Добро пожаловать в ад, г­н Пулльман», — начертил кто­то на его надгробье.

* В знак поддержки жертв 1 мая 1894 года, спустя некоторое время стал отмечаться День труда. В СССР этот день отмечали как День международной солидарности трудящихся.

В 1867 году компания «Пульман» начала серийный выпуск спальных вагонов. В том же году был изготовлен первый вагон­ресторан.Все, что приводит людей
в движение, должно пройти через их голову; но какой вид принимает оно в этой голове, в очень большой мере зависит от обстоятельств

Материал подготовила Светлана Плетнёва, up5@list.ru

Управление персоналом, июнь 2012 г.