Костас Боволис*
— Приведите, пожалуйста, примеры из практики влияния корпоративной культуры на бизнес и персонал.
— «Культура L’Oreal создает особую эмоциональную связь между компанией и сотрудниками. Это помогает нам воспринимать необходимый для движения вперед рост не просто как финансовую цель, а как приключение, поиск Священного Грааля, в котором мы все участвуем и которое никогда не кончится», — сказал Линдсей Оуэн-Джонс, генеральный директор L’Oreal в 1988–2006 годах. Руководство группы представляет бизнес не только как цифры и финансовые показатели, но и как качественные цели, к которым нужно стремиться.
В L’Oreal мы используем концепцию «философского пинг-понга». Идея, что совершенство рождается благодаря разным мнениям, заложена в наших генах. В спорах и дискуссиях рождается та главная идея, на основе которой потом и создается проект. Для того чтобы сделать такие дискуссии более полезными, мы объединяем специалистов разных областей: исследователей, инженеров, дизайнеров, маркетологов. Большинство наших инноваций рождается именно в таких хаотичных дискуссиях. «Это «философский пинг-понг» на каждом уровне иерархии. Критический анализ проектов помогает нам двигаться дальше, подобные дискуссии развивают способность отстаивать свою точку зрения», — говорил Франсуа Даль, генеральный директор группы L’Oreal в 1957–1968 годах. Это способствует желанию слушать друг друга, обеспечивая полную свободу выражений и идей, снимая тем самым все препятствия в проявлении инициативы и креативности.
— Ваши рекомендации по созданию сильной корпоративной культуры, соответствующей стилю бизнеса компании.
— После того как определены ценности и принципы компании, необходимо следовать им и поддерживать их в постоянном развитии. Если, например, инновации признаны основной составляющей корпоративной культуры, то все соответствующие ресурсы должны быть инвестированы в это направление. Сотрудники будут идентифицировать, ассоциировать и ощущать это через организационную структуру, бизнес-приоритеты, методы ведения бизнеса и в итоге — конечные результаты.
Цель заключается в создании уникальных элементов корпоративной культуры, которые бы провоцировали поток новых идей и позитивную коммуникацию внутри коллектива. Корпоративная культура должна способствовать развитию духа сплоченности между сотрудниками и создавать понимание того, что ценность работы гораздо богаче, чем просто в вознаграждении.
Конкретные рекомендации по построению сильной корпоративной культуры можно сформулировать следующим образом:
- Ставьте правильные цели
- Учитывайте все пробелы и недочеты
- Определите, кто ваши сильные сотрудники, развивайте и удерживайте их
- Совершенствуйте работу каждый день (меняйте места для встреч, встречайтесь во время обеда, внедряйте специальные дни для развития командного духа)
- Обеспечьте эффективную коммуникацию всех уровней организации
- Вознаграждайте и давайте обратную связь
- Оценивайте прогресс по поставленным целям
— Как поддерживать корпоративную культуру?
— Сотрудникам нужно время и немало усилий, чтобы понять историю и традиции компании, объединенные общей корпоративной культурой. Лидеры компаний должны быть готовы «принимать и придерживаться старых традиций» и в то же время внедрять новые символы, традиции и ценности, которые обеспечивают и поддерживают прозрачность.
Корпоративная культура начинается с воодушевления самих лидеров. Лидер, обладающий харизмой и дальновидностью, умеющий задать тон в компании, сможет создать атмосферу, в которой все сотрудники будут иметь шанс предложить свои идеи и быть услышанными. Возможность быть услышанным создает чувство причастности к корпоративной культуре. Лидер, способный вдохновить сотрудников, формирует открытые коммуникации на всех уровнях организации.
Подход, позволяющий лидеру поддерживать корпоративную культуру в компании, основан на четырех основных положениях:
- Служить примером
- Быть любознательным
- Принимать и соглашаться
- Щедро вознаграждать
Для сотрудников важно понять корпоративную культуру и ее особенности в той среде, где все построено на открытой коммуникации.
— Миссия фирмы как часть корпоративной культуры… многие ее даже не пытаются сформулировать, хотя знают… как ее создавать и зачем?
— Несмотря на то, в какой форме — устной или письменной — изложены принципы корпоративной культуры, она отражает, как владельцы, директора, сотрудники думают, действуют и чувствуют. Корпоративная культура может быть основана на миссии компании и выражена в корпоративной символике. Независимо от формы, корпоративная культура играет большую роль в определении развития бизнеса.
Формулирование миссии организации, которая отражает основные элементы корпоративной культуры, необходимо для последующего ее развития. Она должна быть своеобразным флагом организации, символом, определяющим уникальность компании. В конце концов, создание миссии как части корпоративной культуры показывает ответственность и ясность устремлений менеджмента. Мы все должны верить в то, что сами проповедуем!
— Как происходит адаптация новичков с установками совсем иной корпоративной культурой к культуре Вашей компании? И надо ли это делать?
Материал опубликован в журнале Управление Персоналом № 15 за 2012 год, полностью статья будет доступна на сайте через 3 месяца.