Бизнес — это нескончаемый процесс творческого развития...

Автор: Дмитрий Житомирский

Г­н Житомирский, как всегда, оригинален... и в этот раз он поразил нас пессимистическим взглядом...Но в этом «пессимизме» есть зерно посева...

Из известных лично мне компаний 99% работников — люди, работающие ради зарплаты и собственного кармана. Даже если сотруднику нравится работа, на первый план всегда выходит карман. Нравится или не нравится — это всего лишь мотивация оставаться в этой компании или уходить в другую. Ведь если отношения не ладятся — лучше уходить в другую компанию, даже с понижением оклада, лишь бы спокойно спать по ночам. В случае, когда все устраивает — сотрудник работает и зарабатывает деньги... Собственник бизнеса — у него все иначе. Изначально создавая компанию, он преследует какую­то мысль, идею, цель. И помимо желания заработать он руководствуется еще душевной и моральной мотивацией: быть первым; принести что­то новое. Вложившись и получив на стартовом этапе и в последующие годы доход, он уже достиг некоего результата и продолжает искать в своей работе новые творческие мысли. Ведь если изначально ты первый (благодаря какой­то идее внедряешься на рынок очень быстро), то потом рано или поздно у тебя однозначно появится конкуренция и необходимость удерживаться на рынке. А значит, собственник должен постоянно находиться в неком творческом процессе, тогда как все остальные сотрудники являются просто исполнителями его идей, указаний и подходов. В больших компаниях вводят соучредителей. Чтобы ответственность у людей повышалась.

Однако зачастую большая часть людей воспринимает эту ответственность всего лишь как бонус за проделанную работу, а вовсе не ответственность за СВОЕ дело, что очевидно — ведь это не их компания, и, в общем­то, они не нанимались делать имя другому человеку, а просто пришли заработать денег. Здесь все справедливо. В компании, возможно, ты станешь ценным кадром. Но даже самые ценные кадры на 90% заняты СВОИМ кошельком.

Всем известна пирамида Маслоу, где сутью мотивации являются безопасность, коллектив, самореализация и т. д. И безусловно, цель любой компании — свести рабочий процесс к тому, чтобы основной мотивацией сотрудников стала самореализация. И правило: платите больше, чтобы люди не воровали. Однако есть и еще одно не менее известное изречение, авторство которого принадлежит Генри Форду: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему­то получаю в придачу всего рабочего». Немного перефразировав ее, получаем еще более логичный вопрос: «Зачем мы нанимаем умных людей, если мы собираемся ставить перед ними задачи и требовать их выполнения?» Ведь именно мы, собственники, создали эту систему иерархии. И насколько бы умным ни был сотрудник, если его положение в иерархии — пешка, он должен забыть о творческом подходе и креативности собственного ума. В противном случае — он залезет на «чужую территорию», укажет на ошибки руководства, получит конфликт и... в лучшем случае будет поставлен на место, в худшем — уволен. Отсюда и остается простое выполнение обязанностей во имя собственного меркантильного интереса. И в этих условиях найти человека, способного заменить собственника и встать на его место, — если не невозможно, то очевидно, что очень нелегко. Любые наемные работники приходят и уходят. Текучесть есть везде. Как говорят чиновникам: «И без тебя работали, и с тобой работаем, и после тебя работать будем. Все государственное и без тебя не погибнет». И все сидят, и работают за 8 тысяч рублей в месяц, только вот делать что­либо на совесть — действительно никому не нужно. И государство, как говорится, оставить не на кого...

Поэтому в большинстве случаев дело передавалось по наследству. В традиционном укладе жизни родители растили детей, стремились, чтоб они стали их сменой.

Кузнец растил кузнеца, доктор — доктора, менеджер — менеджера. Собственник компании тоже хотел бы, чтобы его фирмой командовали его дети, ведь они росли вместе с ним и знают, что все хорошее в семье — именно благодаря бизнесу. Именно поэтому отец или мать пытаются передать свое дело — для сохранения традиций. В истории множество таких примеров. Однако в современном мегаполисе это почти нереально. Папа любил работать и продавать конфетки, а дочка стала лесбиянкой, покуривает анашу, и ей плевать на те конфеты — ведь папа и так все дал! Теряется преемственность, наследственность. Если ты не оставишь наследников — твой род закончится, и не имеет значения, есть у тебя дети или их нет. С бизнесом — то же самое... Бизнес также требует тонкого семейного подхода — если он тебя переживает, очевидно, что его надо кому­то отдавать. И в этом плане наследственный бизнес — самая лучшая форма долголетия.

Второй возможный вариант — продажа бизнеса. Что в принципе уже давно произошло с Hewlett­Packard и Dolce & Gabbana. Компании давно проданы и не участвуют в собственном бизнесе — осталась только торговая марка. Можно ли назвать их новых руководителей приемниками? Думаю, что не совсем. Ведь все они просто заделали под себя чужое дело, воспользовавшись его продвинутостью и брендом. Покупка чужих компаний не бывает на голом месте, как правило, конкуренты просто поглощают друг друга. А поглощение конкурента — это расширение сферы влияния. Нельзя просто взять и убить конкурента. К тому же даже это не станет гарантией того, что его компания не наделает тебе немало беды на поприще конкуренции. Куда логичней — когда компания загибается, то есть конкурирует с тобой, но дела идут не очень — прийти и сказать: продай мне свой бизнес, я расширю свою зону влияния, а ты получишь хорошие деньги. При этом менять бренд абсолютно не нужно, наоборот, сохранить его будет куда разумнее. Ведь все мы помним поговорку: «Купец сказал — купец сделал». Купец — это человек, которому привыкли доверять, и его слово дороже денег.

Но только когда ты лично знаком с этим человеком и знаешь, как он поступает. Другое дело обезличенная компания — там такие вещи не получатся. Многие любят старые бренды. Яркий пример с «Жигулями». Ведь до сих пор существуют люди, которые покупают такой автомобиль, хоть и знают, что это самая плохая машина.

Достаточно переплатить пару десятков тысяч рублей и купить Renault Logan, который намного лучше и надежней «Жигулей». Но это никого не останавливает, и «Жигули» все равно покупают по привычке. Компания продолжает существовать. Поэтому проверенный бренд — это всегда лишний козырь в колоде. А посему существовать продолжают не сами компании, а продолжается лишь сохранение и тиражирование бренда. По­другому — не бывает. Либо кто­то из твоей семьи управляет компанией, либо весь бизнес переходит в другие руки, и понятно, что под руководством другого хозяина бизнес становится уже совсем другим. Очень много прекрасных компаний позакрывалось, другие были поглощены конкурентами. Тут все дело в глобальности рынка — на эту тему постоянно проходят демонстрации антиглобалистов и прочее.

Суть в том, что даже если ты захочешь сделать свой бизнес — тебе не дадут. Все сделано так, чтобы ты был частью большого механизма. И существовал только в его пределах. Захочешь открыть продуктовый магазин — рядом обязательно откроют гипермаркет, а у тебя обязательно отберут аренду. При этом ты даже не узнаешь, кто кому и сколько заплатил за то, чтобы тебя здесь не было.

Уверяю, если бы Джобс не вернулся назад в Apple со своими новыми гениальными идеями, они были бы поглощены тем же Intel. Но он вернулся, и работал за 1 доллар в год, потому что владел акциями компании и знал, что может принести что­то новое и нужное для людей. Apple — компания одного человека. Сколько они продержатся без него, кто знает? На сегодняшний день все его идеи и разработки продолжают приносить компании прибыль. Тем не менее недавно акции Apple резко упали в цене.

Не потому что iPhone 5 не покупают, а потому что они не могут произвести необходимое потребителям количество. И недополучают необходимую прибыль. Тогда как себестоимость бизнеса никогда не была маленькой и не меняется по сей день. Сколько людей получает зарплаты, платят аренду, и все это вечные накладные расходы, а прибыль компания уже получает не по максимуму...

И все это начало происходить уже после смерти Джобса, и можно точно сказать, что без него компания уже чего­то не досчиталась. Даже в попытке сыграть на его смерти, выпустив iPhone 5, они допустили ошибку, не просчитав банальную вещь о наращивании производства.

Конечно, случаи того, что кто­то всей душой разделял твой бизнес и после получает карт­бланш на руководство всей компанией — тоже бывают. Но ведь с такой же вероятностью однажды ты сам можешь проснуться и узнать, что соседка по лестничной клетке завещала тебе все свои четыре квартиры, вместе с загородной усадьбой, лишь потому, что ты иногда гладил ее кошку...

* Дмитрий Житомирский, генеральный директор и основатель «Артком СПБ».

Родился 30 августа 1972 года. Образование: Московский физико­технический институт, факультет радиотехники и кибернетики. Опыт работы: 2001–2003 гг. — генеральный директор ООО «Техноком». 2003 г. — начальник отдела продаж ООО Canoset. 2004–2007 гг. — начальник сетевого отдела ООО Larga. В 2007 году основал собственную компанию «Артком СПБ» как филиал Группы компаний «Артком» — официального дистрибьютора LG­Ericsson в России.

Беседовала Анна Саяпина, Sayapina89@rambler.ru

Журнал Управление персоналом № 2, январь 2013 г