Компанию WorldCom возглавлял «ЗАВХОЗ»?

Великий и могучий «пожиратель» компаний — СЕО гиганта WorldCom — на поверку оказался заурядным и набожным «завхозом». Многомиллионной телеком-муника-ци-он-ной империей он управлял также, как своим первым маленьким мотелем с семейным подрядом — предложил тушить свет в туалетах, сократить дозировку кофе в автоматах для персонала. А когда скупать больше было некого, он обанкротился и превратился в изгоя, потому что других методов управления компанией не знал.

Бернард Эбберс основатель и гендиректор крупнейшей телекоммуникационной компании WorldCom — типичный босс-герой, которых так любят в Америке. Фигура Бернарда Эбберса представляет собой смесь усердия, среднего ума и спортивного напора. Он родился в небогатой семье, работал разносчиком хлеба и молока, вышибалой в местном баре, дважды бросал колледж. В конце концов, благодаря хорошей репутации в местном баптистском приходе, получил образование по специальности «учитель физкультуры». Но и физруком проработал недолго. После нескольких лет карьерных метаний всё, чего он добился к 33 годам — должность главного кладовщика на швейной фабрике.

Но в конце 70-х с Эбберсом происходят разительные перемены — он приступил к строительству собственного бизнеса. Берни занял денег и купил небольшой мотель. Несколько лет Эбберс со своей женой Линдой ютились в вагончике возле мотеля и работали день и ночь, чтобы сделать его прибыльным. Это и стало первым успехом Берни на капиталистическом поприще. К его трудолюбию и честности добавились наглость и ловкий талант заключения сделок. Эбберса начала одолевать жажда экспансии, бесконечного расширения собственного бизнеса. Он смог уговорить двух приятелей-баптистов заложить свои дома для получения кредита и купить еще несколько мотелей. Так было приобретено 8 маленьких гостиниц. Если Эбберс знал, как управлять одной гостиницей на уровне семейного подряда, то держать под контролем сразу несколько становилось сложнее. Дело выглядело бесперспективным и убыточным.

Однако у девятой приобретённой гостиницы был побочный бизнес — услуги междугородной телефонии. Как раз в это время в США начали демонополизировать телефонную связь. До 1983 года телекоммуникационный рынок США находился под властью монополиста — AT&T. Правительство США посчитало монополии тормозом экономики, поэтому AT&T была принудительно разделена на несколько компаний, а любой желающий мог арендовать канал связи для передачи междугородных звонков. По чистой случайности вместе с последним мотелем Эбберсу досталось и право аренды одной из телефонных линий в Миссисипи.

Эбберс быстро воспользовался этой возможностью и основал компанию по перепродаже пропускной способности междугородных телефонных линий. По легенде, концепцию телефонной компании он придумал в кофейне вместе с тремя приятелями и обслуживавшей их официанткой. Они тут же набросали на салфетке схему, в которой их фирма оптом покупала междугородную связь у Southern Central Bell, а затем перепродавала ее местным предприятиям. Так, в 1984 году на свет появилась маленькая телефонная компания LDDS («Междугородная связь со скидкой»).

Т. к. никто из основателей к телекоммуникациям до этого никакого отношения не имел, то единственной стратегией Эбберса стало экстенсивное расширение бизнеса любой ценой. Этому способствовали и начавшийся в середине 1980-х годов при президенте Рейгане рост американской экономики и пришедшийся на 1990-е интернет-бум. Берни брал кредит за кредитом на новые приобретения. В последующие 15 лет Эбберс скупил 75 компаний. Он говорил тогда: «В нашем бизнесе все гордятся своими стратегиями и технологиями. Я на это просто плюю. Единственное, что имеет значение, - это рост ежемесячной выручки наших торговых агентов».

Был и другой способ повышения эффективности компании, доступный пониманию физрука: снижение расходов на персонал. Как только Берни скупал очередную компанию, там тут же сокращали заработную плату и командировочные расходы. Все начинали летать эконом-классом, брать такси, а не машины напрокат, селиться в трёхместных гостиничных номерах. Чтобы не лишить сотрудников материальной заинтересованности, сразу после того, как LDDS в 1989 году стала публичной компанией, служащим раздали опционы. На каждом углу в офисах висели плакаты, на которых ежедневно указывалась текущая стоимость опционов. Сотрудники шутили, что теперь они работают в букмекерской конторе. Считалось, что такой подход стимулирует производительность труда лучше реальной зарплаты. Но, оказалось, наоборот: управленцы были озабочены только тем, как раздуть показатели доходности и практиковали подлоги.

В общем, до самого конца Эбберс управлял огромной компанией как большим мотелем. Когда в начале 2002 года на заседании правления WorldCom обсуждались экстренные меры по выводу компании из глубочайшего кризиса, Берни, как председатель правления, с полной серьёзностью предложил сократить порции кофе в автоматах для сотрудников, выключать свет в туалетах и запретить пользоваться кондиционерами.

Берни Эбберс так и не стал большим техническим специалистом в технологии связи и даже с компьютером управлялся с большими проблемами, но случайность вновь принесла ему большие дивиденты. Еще в начале 90-х он оказался свидетелем беседы двух менеджеров, которые говорили о том, что будущее за оптоволоконными каналами связи для широкополосного доступа в интернет. По старой доброй традиции Эбберс дал команду скупать компании, владеющие оптоволоконными линиями связи. Благодаря вложениям в оптоволокно, которое быстро стало одним из перспективнейших направлений в телекоммуникациях, в 1996 году компания стремительно влетела в список 500 самых крупных компаний США. Новый агломерат Эбберс переименовал в WorldCom.

Такое рвение к корпоративным поглощениям неизменно порождает низкопоклонство. В 2000 году компания WorldCom перестала развиваться за счет поглощений, поскольку поглощать было уже практически некого, и дела у нее сразу пошли на спад. Как развивать технологии, повышать эффективность бизнеса, совершенствовать менеджмент, Эбберс не знал. Возможно, Берни ждал очередного чуда, но оно так и не случилось.

Чтобы скрыть убытки, Ебберс дал указание финансовому директору Скотту Салливану фальсифицировать финансовую отчётность. Тому с завидной ловкостью удалось преобразовать убытки в 1,2 млрд. долларов за 2001 год в прибыль в 2,7 млрд. А всего в период с 1999 по 2002 год компания завысила свою прибыль более чем на 9 млрд. долларов — самая крупная на тот момент цифра в корпоративной истории США.

Перед лицом очевидных провалов, 29 марта 2002 года Бернард Эбберс ушел в отставку. Чуть позже всплыли миллиардные финансовые махинации. Эбберс был признан виновным и приговорен 25 годам заключения.

Трудно найти объяснение феномену Эбберса. Он оказался выдающейся посредственностью и славился, собственно, тем, что практически ничего не понимал в специфике телекоммуникационного бизнеса, в который окунулся с головой. Решение повседневных задач целиком было отдано топ-менеджерам. Ебберс посвящал себя лишь поиску новых объектов для поглощения и преподаванию Слова Божия в воскресной баптистской школе. В суде его помощник Салливан сознался, что сам научил шефа как с помощью махинаций приписать миллионы долларов к прибылям компании.

ИСТОЧНИКИ:

http://www.nytimes.com/2000/11/17/business/worldcom-s-bernie-ebbers-scrambles-to-raise-cash.html

http://www.forbes.com/2002/04/30/0430wcom.html

http://www.economist.com/node/1109749

http://articles.sun-sentinel.com/keyword/bernard-ebbers

Подготовила Наталья Яковлева