Есть одно очень простое и эффективное правило для принятия решения о переводе сотрудника на удалёнку: можешь привязать оплату труда к результату и платить за объём выполненной работы, а не оклад за проведённые часы ― переводи на удалёнку, не можешь ― не переводи.
Многие думают, что это в первую очередь вопрос экономии на аренде офиса, но он значительно шире. Это, по сути, новый формат работы, который может как мотивировать, так и демотивировать людей. Для некоторых компаний, особенно IT-сектора, это вид новой ценности, особенностей корпоративной культуры. Так что вопрос скорее не о полностью удалённом формате работы, а о свободном графике, о свободе сотрудников выбирать самим. Некоторые компании сейчас практикуют новый формат свободного посещения офиса или гибкого графика как дополнительный способ мотивации сотрудников. Ещё ряд компаний практикуют возможность свободных от офиса дней как поощрение отдельных сотрудников по результатам успешной работы.
Если же говорить о массовом переводе сотрудников на удалёнку в крупных компаниях, как в случае с «Билайном», то это и вопрос экономии на аренде офиса, и технологические возможности компании организовать и отслеживать работу большого количества сотрудников с типовым функционалом в режиме хоум-офиса. Не все компании имеют такие возможности.
Есть общепринятое представление о том, что компаниям имеет смысл переводить на удалённую работу только сотрудников с высоким уровнем ответственности и вовлечённости, то есть корпоративная среда компании должна быть поддерживающей и развивающей. Я склонна согласиться с этой точкой зрения. Никакие, даже самые современные, системы контроля не смогут заставить сотрудника работать на максимуме своей производительности, если он сам этого не захочет. В связи с этим у удалённой работы есть свои плюсы и минусы ― как для сотрудников, так и для работодателей.
Плюсы для сотрудников очевидны. Это возможность планировать свой день самостоятельно, это сокращение времени и расходов на дорогу, это возможность меньше отвлекаться при работе на посторонние шумы в офисе, особенно это становится проблемой в офисах формата open space. Таким образом, при правильном планировании своей деятельности можно успевать больше за меньшее количество времени. А вот и 3 важных минуса:
1. Недостаток живого общения с коллегами (спонтанных обсуждений, споров, в которых рождается истина, дополнительного информационного фона).
2. При неэффективном планировании опасность не успеть сделать всё к дедлайну или, отложив на крайний срок, сделать некачественно.
3. Чувство оторванности и меньшей социальной защищённости. Не секрет, что иногда работодатели экономят и на социальном пакете для удалённых сотрудников. Они не работают в постоянном штате компании, и их права защищены меньше, чем права офисных коллег.
Плюсы для работодателей ― на поверхности: в первую очередь, это экономия на офисных площадях, во вторую ― возможность нанимать талантливых, но свободолюбивых сотрудников, и также это новые полезные форматы взаимодействия в удалённой командной работе на результат.
И будем честными ― эффективно работать на удалёнке могут сотрудники только хорошо развитых, «продвинутых» компаний, с высоким уровнем вовлечённости людей.
Когда есть смысл внедрять удалёнку:
1. Работа привязана к результату, а не к необходимости постоянного нахождения в офисе, этот результат легко измерять и контролировать.
2. У компании есть технические возможности и сервисы для организации удобной и эффективной работы сотрудников вне офиса.
3. Работа носит проектный и по большей части самостоятельный характер
4. Учитывая всё вышеуказанное, компания может предоставить такую работу сотруднику как привилегию. Опять же по согласованию и по желанию сотрудника.
Я знаю случаи, когда сотрудники на удалёнке приезжали из дома работать в коворкинги или в кафе, чтобы просто находиться среди людей, именно не с людьми-коллегами, а среди людей, так как такая атмосфера их больше вдохновляла на работу, чем сидение дома в одиночестве.
...
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).
© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ TP@TOP-PERSONAL.RU
Светлана Катаева, управляющий партнёр кадровой компании AVRIOGroupConsulting