Что делать, если клиент настырно желает от Вас советов, а не наводящих вопросов?
Совет – очень принятый в российском менталитете способ решения проблем. Но в коучинге клиент рассматривается как уникальный носитель опыта, индивидуального видения ситуации, способный сам себе быть экспертом, реализатором действий и решений.
Постараемся перевести просьбу о совете в коучинговый формат, например:
Коуч: «Я с удовольствием дам Вам совет в ответ на готовность обсудить понятие «Совет».
«Что Вы ожидаете от заказчика совета, давая Совет?»
«Насколько Советы знакомых действительно помогли и дали стойкий результат?»
«Что происходило, когда Ваш совет не реализовывался?
Почему резко упал спрос на западных коучей, а на своих растет?
― Можно искренне поблагодарить западную культуру за проникновение в нашу страну технологий коучинга. Наша открытость новому, проактивность, популяризация методов коучинга быстро и эффективно встроились в культуры западных компаний.
Что у нас?
Вопросы решаются «по ходу дела разберемся», в пробке, по типу « я сам все знаю»… «Закрытые» общественные институты в СССР, небезопасность выражения мыслей, следование инструкциям и директивам, инфантилизм в праве обсуждать, одноканальность карьеры, коллективизм и строгая иерархия – это среда поколений отцов и дедов нынешнего поколения менеджеров и бизнесменов. Западные компании пришли на наш рынок со своими бизнесами, подходами и коучами. Однажды мы оказывали коучинговые услуги по заказу экспата с его подчиненным, российским сотрудником. Запрос от руководителя звучал, как повышение коммуникативных навыков сотрудника. Беда в том, что понимание и способы бизнес-коммуникации со стороны заказчика и сотрудника сильно отличались друг от друга.
Кто же наиболее эффективен – российский коуч, знающий и включенный в особенности российской коммуникации, или западник с четким инструментарием? Думаю, что наращивание силы и авторитета российских коучей уверенно позволяет развивать услугу с учетом российских потребностей и менталитета.
Что делать, если Большой Босс, выслушав Ваш вопрос, час сопит в трубку и… молчит?
― Пример комментария со стороны коуча: «Отлично, если есть пауза, значит энергия накапливается…»
Далее следует серия наводящих вопросов и изучения, например, роли паузы в жизни клиента.
Порой к коучам идут и топспециалисты с целью найти путь смены работы. Как коуч может помочь таким?
– Технологии коучинга позволяют работать с подобными запросами, но все же лучше, если данную тему обслуживают коучи, владеющие технологиями работы с карьерой, знаниями рынка труда и заработных плат, профилями должностей, структур компаний, формированием личного бренда и т.п.
Мой подход к работе с карьерой начинается с определения базовых ценностей клиента и изучения их проникновения в жизнь и карьеру клиента. Любые изменения обычно связаны с состоянием неудовлетворенности или необходимостью обеспечить новые потребности. Коуч поможет выявить ценности, выстроить стратегию и тактику поиска нового предназначения.
Коучинговый подход экологичен прежде всего отсутствием экспертности. Клиент – это «чистый лист», автор своего жизненного романа, издатель и, если хотите, читатель и продавец.
*Екатерина Строганова, Руководитель отдела адаптации и развития персонала, внутренний коуч, преподаватель/консультант компании АРМТЕК
Материал подготовила Елена Мамонтова