"Управление персоналом":
Что, на ваш взгляд, мешает развитию бизнеса в современной России?
– Недостаток хороших менеджеров всех уровней. Мы на рынке около 15 лет. Этого мало, чтобы сформировался мощный по качеству и количеству слой профессиональных современных управленцев. Но тенденция здесь положительная, с каждым годом таких все больше.
"Управление персоналом":
Какую роль в успехе компании играют «ключевые люди»? Как их подбирать и удерживать?
– Мой бывший шеф И. А. Данильченко когда-то сказал мне, что хороший руководитель должен тратить 80 % своего рабочего времени на подбор и воспитание сотрудников. Если это делать успешно, то оставшихся 20 % времени хватит на все остальное. Все мои успехи в бизнесе связаны с удачным подбором сотрудников в команду, с привлечением и удержанием людей, способных приносить деньги. А случавшиеся неудачи были связаны с промахами в этом деле. Чтобы удерживать ценных сотрудников, нужно их любить, стараясь понимать и удовлетворять их потребности.
"Управление персоналом":
Можно произвести уникальный продукт, востребованный потребителями, установить умеренную цену и... ничего не продать. Эксперты единодушны: сегодня недостаточно быть просто хорошим производителем товара или услуги. В чем же залог успеха?
– Залог успеха – в грамотном менеджменте. А это значит – не только делать хорошие продукты и услуги, но и правильно продвигать их на рынке.
"Управление персоналом":
Как вы развиваете ваш персонал?
– Во-первых, индивидуальная работа с сотрудниками, «разбор полетов», консультирование. На это уходит больше всего времени. Во-вторых, тренинги. Два раза в месяц провожу сам занятия для сотрудников (по 2–3 часа). Плюс время от времени – участие сотрудников в одно-двухдневных тренингах (иногда провожу сам, иногда приглашаем тренеров).
"Управление персоналом":
В Америке возник термин: «люди-бумеранги». На Западе возвращение сотрудника в компанию воспринимается нормально, в России их боятся. Почему?
– Если ценный сотрудник ушел хорошо и по понятным для меня причинам, то я положительно отношусь к его желанию вернуться. Такое хоть и нечасто, но случается. Думаю, что многие боятся возвращения уволившихся сотрудников, не веря в свою способность вновь сработаться с ними и удержать. Но иногда сильные менеджеры принципиально не рассматривают желающих вернуться в компанию. Думаю, что это может быть не только результатом коммерческого расчета, но и следствием простой обиды. Это как в семье: не всякий готов принять обратно того, кто однажды ушел.
"Управление персоналом":
Как вы оцениваете образовательный уровень современных предпринимателей? Помогает ли он становиться более успешными?
– В целом образовательный уровень современных предпринимателей недостаточный. Многие почти не учатся или учатся мало и бессистемно. Но если сравнить с тем, сколько времени и денег тратили предприниматели на обучение 10 лет назад, то рост большой и очевидный. Это означает, что обучение помогает быть более успешными. Иначе бы предприниматели не учились, ведь на учебу они направляют себя сами.