Вы будете сутки с бомжами жить на Казанском вокзале

Автор: Елизавета Орлова

Елизавета Алова – весьма интересный и про двинутый собеседник. Я еще ни разу не встречал компании, где при моем опоздании на интервью на целый час не подали бы и виду... Елизавета предложила чай. Или кофе. На выбор...О значении тренингов в обучении сотрудников рассказывает руководитель департамента персонала международной выставочной группы ITE (International Trade & Exhibitions) Елизавета Алова.

В последнее время тренинги в России стали более цивилизованными. Все чаще используются лицензионные материалы, и люди готовы за это платить. Раньше организаторы тренингов брали какие-то международные методики, меняли одну букву в аббревиатуре и выдавали за свое, но теперь эта практика ушла в прошлое. Выросла конкуренция, сформировался пул основных игроков. Новым компаниям придется на этом рынке нелегко.

В системе развития персонала на тренинги приходится около 10 %. Их значение для бизнеса зависит от компании и от того, насколько сотрудники привыкли учиться. Кто-то воспринимает тренинги как элемент соцпакета, хотя в действительности это инструмент для работы. Кто-то жил и живет без тренингов, не задумываясь об их необходимости. Если компания международная и дорожит своей репутацией, то одной из составляющих продукта является качество обслуживания. Хотя исключительно тренинги не обеспечат успех в бизнесе. Важный фактор – заинтересованность самого персонала в учебе.

Если, к примеру, отменить тренинги в нашей компании, то это отразится на бизнесе уже через год. Меняется среда, финансовая ситуация, и навыки сотрудников должны соответствовать потребностям компании. Тренинги зависят от конкретных задач и потребностей людей.

Звездные тренеры всем известны, но результат их работы часто разочаровывает: то они не выясняют потребности компании, то подмастерьев используют. Из звезд можно отметить Карен Рихтер из Бюро Акцент. Она тренер для тренеров, занимается межкультурной коммуникацией. У нее очень интересная манера: ее почти не видно. Даже в регионах, в Казани есть интересные тренинговые компании – к примеру, GMC Consulting. Ее Генеральный директор Галина Маштакова – один из самых сильных тренеров в России. Они проводят тренинги по лидерству, стратегии, переговорам. GMC обеспечивает хороший уровень преподавания. При этом трехдневный тренинг в корпоративном формате у них стоит 110 тыс. рублей, а участие в открытом – от 20 до 30 тыс. Еще один яркий тренер – наш бывший соотечественник Павел Мищенко. Его тематика – переговоры, лидерские качества. Также на слуху Леонид Кроль, Марк Кукушкин и многие другие.

На тренинге навыки нельзя отработать, можно только показать. Главная цель – показать людям, что можно улучшить. Открыть им глаза. И дать толчок к тому, чтобы эти вещи начать применять на практике. Следующий тренинг выявляет динамику. С одной стороны, с помощью тренинга нужно повышать качество персонала, делать из новобранца солдата. Просто так сырого сотрудника нельзя выпускать к клиенту. Это сказывается на внешнем бренде. Тренинги имеют значение и для внутреннего бренда: компания так показывает сотруднику, что заботится о нем.

Мне кажется, все компании работают над эффективностью тренингов. Но пока никто не придумал идеальную систему. У нас есть системы отслеживания, но выявить четкую корреляцию между тренингами и эффективностью пока невозможно. Оригинальные тренинги приемлемы в командообразовании. Главное, чтобы за оригинальностью не потерялся смысл. В командообразовании же чем более оригинальная форма, тем лучше все запомнится.

Ранее популярные «веревочные» курсы уже приелись. Даже съемка фильма в качестве тренинга – это уже не оригинально, хотя это пробуждает креативность, люди проявляют таланты. Но когда кто-то один придумал, а потом начинают использовать все, оригинальность теряется. Если проводится тренинг «в темноте», то нужно понимать, зачем. Это командообразование? От тренера какая-то обратная связь предусмотрена? Если люди ушли с какими-то собственными выводами, то этого может не хватить.

Сейчас востребованы барабанные тренинги. В Великобритании это что-то невероятно популярное. Во взрослых людях что-то детское проявляется. Но многие оригинальные тренинги некоторым компаниям просто не подходят. Взять, к примеру, тренинг с бомжами, когда участники живут сутки на Казанском вокзале. Или боевые действия в условиях города с БМП и взрывами. Но если 70 % компании – женщины, это вряд ли стоит использовать.

Тренинг с бомжами, наверное, хорош для топ-менеджеров в мужских коллективах, это полезно в качестве командообразования. Главное, чтобы они не поранились. Война, если она без выстрелов, была бы отличным городским квестом. Компания может и самостоятельно разработать программу с подсказками по историческим местам, использованием философии компании и ключевых ценностей. Но важно не просто слепить из чего-то развлечение в сочетании со стратегией, а сделать этот опыт осмысленным.